В фондах музеев спрятаны редкие вещи, которые никогда не выставляются
Чучело давно исчезнувшей в природе лошади Пржевальского «живет» в фондах Музея природы Бурятии. Но посмотреть на него простому смертному сегодня вряд ли удастся
В запасниках музеев города хранится много интереснейших экспонатов. Однако из-за отсутствия средств на выставочное оборудование или реставрацию они не видят свет.
Чучело лошади Пржевальского было изготовлено в 1985 году, с тех пор ценнейший, единственный в музее экспонат не реставрировался.
— Чучело потеряло экспозиционный вид из-за долгого хранения. Для реставрации таких крупных чучел млекопитающих необходимы специальное оборудование, помещение, особые материалы, — рассказывает Татьяна Раднаева, научный сотрудник Музея природы Бурятии.
Раньше лошадь выставлялась на многих выставках, связанных с историей Бурятии, и неизменно привлекала внимание посетителей. Также экспонат связан с изучением происхождения лошадей на территории Бурятии. Теперь лошадка одиноко стоит в коридоре, накрытая целлофаном.
На материалы для изготовления одного среднего чучела (лошадь Пржевальского гораздо больше среднего размера) необходимо порядка 6 тысяч рублей. На реставрацию уходит не меньше денег. Недавно работники музея разработали проект для Министерства культуры, по которому должны выделяться средства для оборудования таксидермической мастерской.
— Мы государственное учреждение, относимся к бюджету республики. Сказать, что государство совсем не помогает, неправильно. Но общее финансирование музеев недостаточно, — говорит Раиса Хусаева, заместитель директора Музея природы Бурятии.
У Художественного музея им. Ц.С. Сампилова схожие проблемы. В его запасниках хранится уникальная коллекция ювелирных изделий из серебра. Она насчитывает порядка девятисот единиц и полно отражает традиционный вид бурятского искусства. Эти произведения мастеров XIX — XX веков на сегодняшний день также не могут экспонироваться. Для этого необходимо современное выставочное оборудование с сигнализацией и бронированным стеклом, сообщила Татьяна Алексеева, главный хранитель музея.
— У них (Художественный музей им. Ц.С. Сампилова. — Авт.) очень интересный фонд. Мы спрашиваем: для кого эти вещи? Для чего? Постоянно в актах им пишем о том, что пора уже проводить сигнализацию, ставить витрины. Это обязанности музея, все это в их инструкциях, — сообщила Любовь Ильина, ведущий эксперт Забайкальской государственной инспекции пробирного надзора Российской государственной палаты при Минфине Российской Федерации.
Финансирует государственные музеи Министерство культуры, комментирующее ситуацию оптимистично:
— Проблема недостатка оборудования стоит в сфере внимания правительства. За пять лет мы достаточно много средств дали музеям для улучшения пожарно-охранных систем, для обеспечения сохранности и учета музейных ценностей, входящих в состав Российского музейного фонда, — сообщил Сергей Добрынин, заместитель министра культуры и массовых коммуникаций Республики Бурятия.
При помощи Министерства культуры в этом году музей планирует закупить четыре современные витрины. Тогда можно будет выставить часть ювелирной коллекции из запасников. Но, по словам Татьяны Алексеевой, это будет лишь одна сотая часть от всего необходимого музею оборудования.
На фото Дмитрия Алтаева: Чучело исчезнувшей в природе лошади Пржевальского давно требует реставрации
Досуг
2132
Экспонаты-затворники
В фондах музеев спрятаны редкие вещи, которые никогда не выставляются