24 июля на встрече с главой Росприроднадзора Владимиром Кирилловым президент Бурятии затронул судьбу Холоднинского месторождения, расположенного в 70 км от Нижнеангарска.
Лицензией на него с 2005 года обладает компания «Металлы Восточной Сибири», но работы заморожены.
Дело в том, что в 2006 году правительство России утвердило границы Байкальской природной территории. И месторождение попало в Центральную экологическую зону (ЦЭЗ). В ней по постановлению правительства от 2001 года запрещена разработка металлических руд.
— Это месторождение было отлицензировано до вступления в силу постановления правительства (о границах ЦЭЗ. — «ИП»), — сообщил Наговицын после встречи с Кирилловым. — Я обратился к Владимиру Владимировичу (Кириллову. — «ИП») поддержать наши предложения по освоению Холоднинского месторождения.
Глава Росприроднадзора тут же поддержал президента Бурятии.
— Необходимо изменять это постановление, — сказал Кириллов. — Мы договорились с Вячеславом Владимировичем, что это должно пойти от научных кругов. Люди, которые проживают здесь, имеют право на хозяйственную деятельность.
НИКАКИХ ПОСЛАБЛЕНИЙ
Позиция Кириллова тут же вызвала жесткую реакцию со стороны Минприроды России.
— Мы с недоумением восприняли слова руководителя Росприроднадзора: он предлагает исключить из перечня ряд неких видов деятельности в интересах местного населения. Я не понимаю, какие это виды деятельности: добыча нефти, железной руды или использование химикатов? — заявил 25 июля глава Департамента регулирования в сфере охраны окружающей среды Ринат Гизатулин. — Хотелось бы заверить мировую общественность, что… никаких новых предприятий на берегу озера в ЦЭЗ не появится.
Ранее Гизатулин сообщил, что уже готов проект постановления правительства России об изменении принятого в 2001 году перечня видов деятельности, запрещенных в ЦЭЗ. Он не касается деятельности работающих в ЦЭЗ предприятий (БЦБК или Тимлюйского цементного завода).
— Проект постановления предполагает запрет на осуществление новых проектов, например, таких как добыча полиметаллов на Холоднинском месторождении, — подчеркнул Гизатулин.
РЕШЕНИЕ ЗА ПУТИНЫМ
Пока в ЦЭЗ запрещено любое строительство, которое не связано с жизнеобеспечением существующих поселений. Местные жители элементарно не могут построить на своем участке баню.
Правительства Бурятии и Иркутской области тоже готовили изменения, о которых говорил Гизатулин. Минприроды согласилось, что для турзон нужны послабления. «Информ Полису» стало известно, что, помимо пунктов, одобренных всеми сторонами (они касаются возведения гостиниц, дорог, ЛЭП), существует и протокол разногласий между правительством Бурятии и Минприроды России. В нем есть пункт и о Холоднинском месторождении. Логика Бурятии проста: лицензия на него получена до того, как были определены границы ЦЭЗ. Значит, надо либо разрешить «Металлам Восточной Сибири» продолжить работы, либо компенсировать уже вложенные средства.
Разногласия между правительством Бурятии и Минприроды вскоре рассмотрят на заседании правительства России. Учитывая непримиримую позицию Минприроды, окончательное решение, скорее всего, будет принято лично премьер-министром. Конечно же, после консультаций со всеми сторонами, включая ученых, которые 31 июля соберутся в Улан-Удэ на конференцию по охране Байкала. Напомним, что в случае с нефтепроводом «Восточная Сибирь — Тихий океан» Путин согласился с экологами и трубу передвинули подальше от Байкала. Месторождение расположено в 70 км от Байкала и всего в 15 км от утвержденной в 2006 году границы ЦЭЗ.
Бизнес
1958
Судьбу Холоднинского месторождения решит Путин
24 июля на встрече с главой Росприроднадзора Владимиром Кирилловым президент Бурятии затронул судьбу Холоднинского месторождения, расположенного в 70 км от Нижнеангарска