Общественность отвергла проект разработки апатитового месторождения
в Ошурково.
Разработчики Ошурковского месторождения апатитов из московской фирмы ООО «Дакси ЛТД» на общественных слушаниях проекта «Опытно-промышленная отработка Ошурковского месторождения апатитов», которые прошли 23 — 25 июля в селах Ошурково, Сотниково и в Улан-Удэ, не сумели убедить участников слушаний в необходимости своего проекта
PR-ТЕХНОЛОГИИ
Общий накал атмосферы вокруг резонансного «мероприятия» на прошлой неделе достиг максимальной высоты. Со стороны оппонентов проекта, к которым относится и подавляющее большинство жителей сел Ошурково и Сотниково, дело дошло до намерений рукоприкладства и проклятий. Противная сторона в лице разработчиков из «Дакси лимитед» и чиновников Министерства природных ресурсов Бурятии, открыто лоббирующих проект, хладнокровно применила технологии, которые обычно применяются на выборах.
Главным скандалом слушаний стало участие в них молодых людей из организации «Трезвая Бурятия», которые выступили в качестве «пехоты» в команде профессиональных пиарщиков, осуществляющих поддержку проекта. В первый день слушаний в селе Ошурково они «отработали» довольно скромно: в слушаниях не участвовали, простояв на улице с развернутыми лозунгами с просьбами к фирме «Дакси ЛТД» дать им еще работу. Столкнувшись с некорректными высказываниями ошурковцев в их адрес, а также явной угрозой быть побитыми, они организованно ретировались.
ПОГНАЛИ НАШИ ГОРОДСКИХ
Сами слушания, проходившие в заполненном до отказа сельском клубе, закончились полным фиаско суетливого господина из Москвы, представившегося одним из руководителей фирмы «Дакси» Александром Павловым, и прибывших к нему на подмогу из Челябинска авторов проекта — главного инженера проекта Вячеслава Пикалова и главного эколога проекта Марии Темниковой. Участники слушаний по предложению лидера «зеленых» Бурятии Сергея Шапхаева подписались под протоколом слушаний, в котором говорится, что проект не может быть поддержан ввиду своей некомплектности и несоответствия природоохранному законодательству. В итоге из 145 участников слушаний в селе Ошурково 119 человек выступили категорически против проекта, подписав протокол.
Авторы проекта из НИИ открытых горных работ не смогли ответить на вопросы жителей о том, куда они будут переносить расположенные на месте будущего карьера в Уточкиной пади деревенское кладбище и скотомогильник с сибирской язвой. Не было внятного ответа и на главный вопрос: почему фирма «Дакси ЛТД», представившая на слушания только проект отработки месторождения, отказывается сегодня обсуждать самый неудобный для себя вопрос — воздействие на окружающую среду будущего горно-обогатительного комбината (ГОКа)? При этом ГОК включен в бизнес-проект, который является частью представленных на обсуждение документов и без которого трудно показать экономическую эффективность всего проекта.
Представитель «Дакси ЛТД» Александр Павлов в очередной раз отказался отвечать на вопрос, кто является инвестором проекта, по неосторожности признав тем самым, что сама «Дакси» ничего в проект инвестировать не собирается. Произвело впечатление на участников слушаний и следующее обстоятельство: директором по связям с общественностью этой компании работает Жаргал Ангаев, сын заместителя министра природных ресурсов Бурятии Баира Ангаева, осуществляющего «поддержку проекта» в правительстве республики. Сидевший в президиуме слушаний чиновник, припертый к стене прямым вопросом, сам представил публике своего 30-летнего отпрыска.
На слушаниях в Сотникове местная «пиар-пехота» уже сидела в зале слушаний. В итоге из 102 участников вторых слушаний «протокол Шапхаева» подписали уже 60 человек. Юные «трезвенники» там пока ничего не подписывали.
НЕ УМЕНЬЕМ, А ЧИСЛОМ
В Улан-Удэ молодые люди сменили тактику и сработали исключительно на формальный результат. В ходе слушаний они поддерживали аплодисментами загнанных в угол неудобными вопросами и впавших в апатию авторов проекта. Заняв половину мест в зале и не задав ни одного вопроса, они проскучали все время слушаний. Но когда все закончилось, дисциплинированно поставили свои подписи под «альтернативным» протоколом, предложенным Александром Павловым. На слушаниях в Байкальском институте природопользования «Остапа понесло», и находчивый менеджер фирмы «Дакси ЛТД» предложил свою формулировку итогового документа, согласно которому участники слушаний «одобрили проект отработки месторождения ввиду его соответствия природоохранному законодательству». Таким образом, при 150 участниках третьих слушаний только 45 подписались под протоколом, предложенным Бурятским региональным отделением по Байкалу, а 61 человек подписал «протокол «Дакси».
При том, что выступающие, включая присутствующих депутатов — Игоря Бобкова (Народный Хурал), Александра Барданова (Улан-Удэнский городской Совет депутатов) и Георгия Сметанина (Иволгинский районный Совет депутатов), — в резкой форме заявили, что представленный проект общественных слушаний не прошел.
Проектировщики не убедили участников слушаний в том, что воздействие их предприятия на окружающую среду будет минимальным. Их главный козырь — метод площадного фрезирования с помощью немецких «чудо-машин» — побили доводы о том, что объем фрезерных работ (30% руды) может после опытных работ оказаться еще меньшим. А уверения в том, что взрывы мощностью по 17 тонн граммонита (состав 79% аммиачной селитры, 21% тротила) четыре раза в месяц на глубине пять-шесть метров не доставят беспокойства местным жителям и не нанесут вреда природе, вызывали в зале нервный смех. Всего в соответствии с проектом взрывные работы планируется вести в объеме 65% выемки руды. Челябинский технолог Вячеслав Пикалов успокоил ошурковцев тем, что крупные куски скальной породы при таких взрывах разлетаются всего на 310 метров и до ближайших к карьеру домов не долетят. Хотя сами жители говорили ему, что на самом деле от территории села до территории месторождения всего 50 метров и в советское время при разработке месторождения находящееся в зоне взрывных работ село собирались вообще переселять.
— Скорее всего, за «Дакси ЛТД» стоит крупный инвестор, который и поручил этой маленькой фирме всю черную работу — успокоить общественность, провести слушания и получить положительное заключение Главгосэкспертизы на часть проекта, — говорит директор Бурятского отделения по Байкалу Сергей Шапхаев. — В дальнейшем этот инвестор купит у «Дакси» месторождение. Тем самым он сократит свои расходы и будет иметь меньше обязательств перед жителями и властями республики. Сам проект некомплектен, в нем нет комплексного подхода, что является нарушением основного принципа оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).
— Если Главгосэкспертиза даст отрицательное заключение, это значит, что будут реальные замечания, которые, согласно всей методике и законодательству, будут устранены, и проект будет повторно представлен на экспертизу, — не сдается представитель «Дакси ЛТД» Александр Павлов.
Общий протокол общественных слушаний зафиксирует предмет разногласий участников слушаний, а затем вместе с проектом ляжет на стол экспертам в Главгосэкспертизе.
70-летняя жительница с. Ошурково Агния Ивановна Бурцева против того, чтобы разработчики разрушили деревенское кладбище/ Фото Д. Алтаева.
Бизнес
2802
Народ против
Общественность отвергла проект разработки апатитового месторождения <br>
<br>
в Ошурково