После начала грузино-южноосетинского конфликта «бурятские» осетины могут связаться только с родными из Северной Осетии
Связь с Южной Осетией прервана с того момента, как грузинские войска начали обстрел Цхинвали
За внешним спокойствием Риты Царикаевой, супруги улан-удэнского бизнесмена Казбека Албекова, — настоящий страх. Вот уже несколько дней и ночей осетинская семья, которая живет в Улан-Удэ с начала 90-х годов, неотрывно следит по телевизору за последними военными событиями, постоянно звонит родным в Северную Осетию.
— Как только узнали об этой ужасной новости, стали звонить своим родственникам по несколько раз в день. Они говорят, что у них очень тревожно: большой поток беженцев прибывает во Владикавказ, в села Северной Осетии. Им помогают, чем могут, кто теплыми вещами, кто деньгами. Собираются отряды добровольцев из Северной Осетии в Южную, — рассказала Рита Царикаева. — Они рассказывают, что там очень много убитых, даже хоронить их некому. А сейчас там жара стоит.
Количество погибших в результате нападения Грузии на Южную Осетию продолжает расти. По последним данным, обнародованным Управлением пресс-службы и информации Министерства обороны РФ, погибло более 2 тысяч человек. Почти все они являются гражданами России. Более 30 тысяч жителей непризнанной республики были вынуждены покинуть свои дома.
Рита Царикаева находилась в Беслане в то время, когда происходили трагические события. Среди заложников в Бесланской школе находились ее племянники и сноха. Испытанный ранее страх вновь охватил ее.
— В Южной Осетии никогда не было спокойно. Мы знали о том, что там постоянно осетинская нация притеснялась со стороны грузинских властей, вплоть до того, что там травили колодцы. Мирных жителей убивают снайперы, — вспоминает Рита Дзамботовна. — Политики вершат свои дела, а простые люди страдают. Не думаю, что простой грузинский народ хотел развязать эту войну. Во Владикавказе существует грузинская школа, которая не закрывалась даже тогда, когда в 90-х годах была конфликтная ситуация. Права грузин, которые проживают в Северной Осетии, никак не ущемляются, они чувствуют себя полноправными жителями, работают, должностные посты занимают.
На территории Бурятии проживает 136 осетин, из них в Улан-Удэ, по переписи 2002 года, — 40 человек.
Грузинская диаспора более многочисленная. В республике насчитывается 398 грузин, в столице Бурятии — 198.
— Мы очень сожалеем, что так получилось. Осуждаем правительство Грузии за то, что оно отправило грузинских граждан на войну, а российское правительство — за то, что не убедило грузинскую власть не предпринимать такие действия, — сообщил Михаил Сехнеашвили, глава грузинской диаспоры в Бурятии. — Никому не нужно такое кровопролитие, нам тем более. В Грузии лучше отдыхать, чем воевать. Звонил родным в Грузию: люди в панике. Города пустеют, горожане уезжают в села, боятся, что будут бомбить.
Михаила Николозовича, который считает себя русским грузином, в последнее время часто останавливают знакомые. Относятся с пониманием, участливо расспрашивают о последних событиях. Но находятся и такие, кто злорадствует.
Есть такая осетинская поговорка: «Хороший сосед лучше брата». Михаил Сехнеашвили и Рита Царикаева не политики, но они считают, что, независимо от того, под каким флагом они будут жить, главное — сохранить добрососедские отношения.
— Хочется, чтобы стороны сели за стол переговоров и решили конфликт мирным путем, не ущемляя права ни грузин, ни осетин. А те, кто развязал войну, должны понести наказание, — сказала Рита Царикаева.
Как развивался грузино-южноосетинский конфликт
В ночь с 7 на 8 августа 2008 года Грузия объявила войну Южной Осетии.
С грузинской стороны ведется массированный артиллерийский обстрел мирного населения.
Есть убитые, раненые. Из-за массированного обстрела раненых невозможно было доставить в больницу.
Жители Лениногорского района республики вынуждены бежать в лес,
но там их расстреливали грузины.
К трем часам ночи прошла информация о том, что в Южную Осетию с севера Осетии и Абхазии направились тысячи добровольцев. На подступах к Рокскому тоннелю также находилась тяжелая техника.
В ходе событий в Цхинвали более 10 российских миротворцев погибло,
около 30 ранено.
Около пяти часов утра грузинские ВВС поднялись в воздух над Южной Осетией. СУ-25 нанесли удар по осетинскому населенному пункту Квернет, а также Зарской объездной дороге, которая связывала юг Осетии с севером.
К вечеру 8 августа российская бронетехника вышла на северную окраину Цхинвали. Грузинские войска начали отход с занятых позиций.
Осетинские ополченцы уничтожали грузинские танки из гранатометов.
Масштабы разрушений в Цхинвали катастрофические. Мирное население прячется в подвалах и уцелевших домах. Разрушены целые улицы, уничтожена республиканская больница, горит университет. В городе гуманитарная катастрофа — отсутствуют продукты первой необходимости, нет электричества и газа, ощущается острая нехватка медикаментов.
На территорию Южной Осетии введены части и подразделения 58-й Российской армии.
Грузинские полицейские не выпускают из страны находившихся там на отдыхе граждан России.
Общество
5658
«Бурятские» грузины и осетины боятся за своих близких на родине
После начала грузино-южноосетинского конфликта «бурятские» осетины могут связаться только с родными из Северной Осетии