Турфирмы несли убытки и закрыли часть своих офисов из-за того, что был ограничен въезд в страну. Популярные туристические места, такие как Великая китайская стена, оказались малолюдными в разгар сезона, а рестораны, где обычно принимают туристов после экскурсий, — пустыми. Китай все подчинил Олимпиаде
— Еще за два месяца до начала большая часть крупных госпредприятий была закрыта, рабочим выплатили всю зарплату за простой и отправили в отпуска — в деревню к родным, остановили все стройки, даже те объекты, которые должны были запустить к Олимпиаде, — рассказал гид-переводчик Ху Чен.
Ограничили движение транспорта: по одним дням ездили машины только с четными номерами, на следующий день — с нечетными. На всех трассах одна полоса движения, отмеченная олимпийской символикой, предназначалась только для авто, обслуживающих спортсменов. Сверхмеры привели к тому, что пекинцы впервые за много лет увидели голубое небо над столицей и даже облака. Обычно Пекин накрывает серый плотный смог.
Все основные спортивные события проходили на севере столицы, где был выстроен целый комплекс новых сооружений вместе с олимпийской деревней. Понять, что в новых высотных домах живут спортсмены всего мира, можно было по огромному количеству флагов, вывешенных из окон и с балконов и развевающихся как транспаранты.
Гнездо Олимпиады
Апофеозом всех олимпийских сооружений стал стадион «Птичье гнездо», который был сдан последним из всех олимпийских объектов. Проект швейцарских архитекторов один из самых амбициозных не только в Китае, но и в мире: воздушное здание как будто сплетено из отдельных нитей-веток. Улан-удэнский архитектор-проектировщик Геннадий Хунхенов, который профессионально мог оценить гордость Пекинской олимпиады, был восхищен:
— Это фантастика! Технологии будущего!
Его поразило не только само сооружение, но и дизайн, движение света и цвета внутри. Ночью гнездо переливалось всеми возможными и невозможными цветами и напоминало летающую тарелку. Именно здесь прошли открытие и закрытие Олимпиады: стадион вместил около 100 тысяч человек. Пройтись рядом со стадионом и зайти внутрь можно было только при наличии билетов на соревнования. В противном случае оставалось довольствоваться его разглядыванием из-за забора-сетки на расстоянии нескольких сот метров.
Чтобы попасть на любой другой олимпийский объект, нужно было выходить за пару-тройку часов до начала. Движение транспорта вблизи спортивных сооружений было ограничено. Улан-удэнскую группу туристов автобус высадил вблизи «Птичьего гнезда», и двадцать человек немало побегали, прежде чем добрались до другого сооружения — Оlimpik Archery field, где проходил финал по стрельбе из лука. Несмотря на то что на каждом шагу можно было встретить волонтеров, которые бесплатно обслуживали Олимпиаду и были призваны помогать туристам, не все из них могли толково объяснить, что и где находится. Даже английский не всегда оказывался языком общения. Спасал туристов автобус, который бесплатно развозил зрителей с билетами по спортивным объектам. Пару раз выбегая из него и снова забегая, боясь пропустить остановку и немало повеселив кондуктора, группа добралась до лукодрома.
Опасения, что не будет билетов, не оправдались. Их можно было приобрести практически на любой вид спорта и за сравнительно приемлемую цену. Поначалу цены загибали до 1000 юаней (более 3,5 тысячи рублей) и выше. Однако чем ближе было начало соревнований, тем ниже падали цены, и в итоге улан-удэнцы купили билеты кто по 600, кто по 300 юаней.
Однако эта тактика не оправдалась, когда туристы собрались на полуфинал футбольного матча Аргентина — Бразилия. Ценник на билеты, даже когда матч уже начался, достигал 1800 юаней и желающих их купить было море.
Местное телевидение время от времени показывало сюжеты, как полиция задерживает спекулянтов билетами, однако меньше от этого их не становилось.
Несмотря на толпы народа и повышенные меры безопасности, досмотр зрителей на стадионы проходил быстро и слаженно. Входы во все спортивные сооружения были оборудованы, как в аэропорту.
Кто не попадал на спортивные соревнования, сильно не расстраивался. Огромные экраны транслировали Олимпиаду не только на улицах Пекина, но и в кафе и крупных торговых центрах, которые почти превращались в трибуны. Одни спокойно примеряли майки и брюки, другие стояли у экрана и орали во все горло, болея за своих соотечественников.
Затишье
Пока на олимпийских объектах шла бурная жизнь, казалось, вся остальная индустрия, обычно работающая на туристов, просто остановилась. На вещевом рынке Ябалоу, где обычно толпы народа шопингуют с утра до вечера, часть бутиков совсем закрыта. Отсутствие покупателей сказалось на продавцах: вместо привычного азартного торга они лениво называют цены и спокойно играют в карты. Более шумная обстановка на Шелковом рынке, где торгуют официальной олимпийской символикой, и гостей — представителей разных олимпийских сборных — здесь можно было встретить частенько. Вложив миллионы долларов в Олимпиаду, власти Китая, похоже, решили заработать на продаже товаров с праздничной атрибутикой. Футболки, шелковые платки, кружки, галстуки и прочие сувениры продавались только в государственных магазинах-олимпийских центрах. Цены для Китая вполне приличные: одна футболка минимум 98 юаней, хотя любую другую в этом же магазине можно было купить и за 30. Сами китайцы устраивали ажиотаж в этих магазинах, скупая все подряд. Лишь изредка можно было встретить торговцев, которые предлагали подобный товар с рук, но уже со своей накруткой.
Множество туристических китайских компаний, принимающих туристов из-за границы, закрыли свои офисы: нет работы. Одна из самых крупных в стране, подобная советскому «Интуристу», компания СTS, которая обычно работает с Санкт-Петербургом, Москвой, Новосибирском, тоже проводит сезон вхолостую.
— Туристов нет, визы не дают, работы у нас совсем мало, — говорит гид-переводчик Ху Чен, который четыре года назад получил образование в России.
Однако никакие ограничения не омрачили настроение и дух китайцев: казалось, все, от бабушек и дедушек до маленьких детей, хотели показать, как они любят свою страну, как они рады, что Пекин принимает Олимпиаду. Все местные телеканалы с утра до вечера показывали еще и еще раз счастливые лица своих чемпионов. Футболки с надписью «Я люблю Китай» мелькали тут и там, детишки держали красные флажки своей страны и Олимпиады. И они выиграли эту Олимпиаду!
Олимпиада-2008: триумф китайской сборной
У нее ровно сто медалей: золотых — 51, серебряных — 21, бронзовых — 28. Китайцы за всю историю игр еще ни разу не занимали первого места в общекомандном зачете, они совершили поистине ошеломляющий прорыв в спорте за последние годы.
На втором месте Соединенные Штаты Америки — у них медалей побольше, чем у китайцев, — 110, но золотых меньше: 36. Серебряных медалей американцы завоевали 38, и бронзовых также 36.
На третьем месте — сборная команда Российской Федерации. У нас 72 медали: из них 23 золотые, 21 серебряная и 28 бронзовых.
Итоги
На 906 медалей Олимпиады претендовали 10700 спортсменов, то есть конкурс 12 человек на место.
Освещали соревнования 23 тысячи журналистов
На проведение игр власти КНР затратили рекордную сумму — 40 миллиардов долларов,
Было собрано рекордное количество допинг-тестов — 4,5 тысячи,
4 спортсмена были сняты с соревнований во время Игр.
Спорт
2539
Олимпиада в Китае: немного перестраховались
Турфирмы несли убытки и закрыли часть своих офисов из-за того, что был ограничен въезд в страну. Популярные туристические места, такие как Великая китайская стена, оказались малолюдными в разгар сезона, а рестораны, где обычно принимают туристов после экскурсий, — пустыми. Китай все подчинил Олимпиаде