устроили улан-удэнцам землетрясение и телефонная паникерша
В среду, 27 августа, в половине одиннадцатого Улан-Удэ качнуло. На вполне ощутимые подземные толчки жители отреагировали по-разному. Многие продолжали заниматься своими делами. Массовое волнение началось час спустя. Специалисты МЧС считают, что паника разыгралась из-за телефонной террористки. Повторные толчки были, но в Улан-Удэ их уже не ощутили
Почти сразу после толчка из Иркутска стали приходить первые известия. Соседей тряхнуло на семь баллов. Как сообщали очевидцы, у некоторых в офисах со столов падали компьютеры, на одной из улиц провалилось дорожное полотно, в стенах панельных домов стали появляться трещины. В Улан-Удэ серьезных последствий не было. Лишь кое-где осыпалась штукатурка и образовались трещины в потолке.
— Я вышла на улицу вместе со всеми, — рассказывает Татьяна, 28-летняя сотрудница ВОХРа одного из административных зданий на улице Ленина, — а когда вернулась, обнаружила, что на столе лежат кусочки штукатурки, а на потолке появилась трещина.
Некоторые горожане даже не стали выходить из зданий, однако час спустя по Улан-Удэ поползли слухи о том, что вот-вот будет второй толчок.
— У нас телефоны разрывались. Звонили к нам из разных министерств, ведомств, предприятий, организаций. К ним первые 20 минут после землетрясения какая-то женщина звонила, предупреждала, что в течение часа вблизи города Улан-Удэ произойдет разрушительное землетрясение силой 9—10 баллов, — рассказывает Николай Заворуев, начальник Управления гражданской защиты ГУ МЧС России по Бурятии. — Наши жители психологически готовы к землетрясениям, ведь город периодически трясет. Если бы не звонки этой неизвестной женщины, то не было бы особого волнения. И главное, никто не поинтересовался, кто она, откуда, не спросил, как ее зовут.
Люди верили. Магазины, банки, кинотеатры, поликлиники закрывались. Из некоторых зданий города стали в срочном порядке эвакуировать людей. Рабочие места покинули служащие и чиновники, которые дружно вышли из зданий. К обеду на Арбате собралось приличное число горожан. Такое количество собирается на главной пешеходной улице города только в праздники и в выходные. В некоторых организациях людей вообще распустили по домам. Нежданный выходной образовался и у студентов БГУ.
— В первый раз мы почувствовали толчки, занятия проходили в большой аудитории. Почему-то нам не было страшно, мы смеялись. Но преподаватель испугалась, все так и остались сидеть. Когда объявили об эвакуации, мы сидели на паре уже на четвертом этаже, занимались за компьютерами, — рассказывает Станислав Аюшеев, студент IV курса БГУ. — Зашла замдекана по учебной работе и сказала, чтобы мы вышли из корпуса. Группа дружно собралась и вышла. Там уже стояла толпа студентов.
В детских садах отменили сончас и ребятишки гуляли на улице на час-два больше. В некоторых из них стали обзванивать родителей, чтобы те забрали своих детей.
— Руководители детских учреждений повели себя безответственно. Ведь садики находятся в малоэтажных зданиях, обычно в один-два этажа. Вокруг них находятся детские площадки, то есть место относительно безопасное. Получается, что руководители детских учреждений не нашли ничего лучше, как перевести детей в более опасное место — на работу к их родителям, — говорит Николай Заворуев.
Между тем информация о грозящем повторном толчке продолжала распространяться. Из-за перегрузки перестала работать сотовая связь. Не дожидаясь официальных комментариев, покидали свои квартиры жильцы многоэтажек. Многие брали с собой документы, деньги и даже некоторый запас продуктов.
К половине третьего ажиотаж немного стих, и те, кто не успел разъехаться по домам, отправились на свои рабочие места. Искать смутьянку МЧС не будет — это не в их компетенции. Больше всего сотрудники чрезвычайных служб поражаются наивности горожан, которые верили случайным звонкам.
— Оповещение об эвакуации не делается по телефону. Для этого привлекаются, прежде всего, радио и телевидение. Кроме того, горожане оповещаются через громкоговорители, которые есть во всех патрульных машинах МВД и ГИБДД. По телефону о чрезвычайной ситуации мы можем доложить только первому лицу, — поясняет Николай Заворуев.
Как сообщили позже официальные службы, эпицентр землетрясения находился в 30 километрах северо-западнее города Байкальска в акватории озера Байкал. Толчки различной интенсивности чувствовались от Читы до Новосибирска. В Улан-Удэ ощущались толчки силой 3—4 балла. Повторные толчки действительно были, и даже не один, но с каждым разом их интенсивность уменьшалась. Поэтому в Улан-Удэ они не чувствовались.
Больше всех досталось Байкальску, где сила толчков достигала восьми баллов.
Валерий Пинтаев, мэр Байкальска, назвал этот день «страшным». Первые толчки застали его в здании администрации, где собралось немало народу. В 11.00 должна была начаться конференция учителей. За двадцать минут до начала все почувствовали землетрясение.
— Стекла задрожали, балки закачались. Я сам вырос на Байкале, к землетрясениям привычен, но такого не видел никогда. Первая мысль была: как там ЦКК? Ведь там химическое производство, связанное с хлором. Вы представляете, что было бы, если бы прорвало трубопровод? Мы бы не избежали не то что экологической, а техногенной катастрофы!
Связи не было, мэр приехал на комбинат через 15 минут, где был создан оперативный штаб. Во время экстренного совещания выяснилось, что комбинат устоял, повреждений не обнаружилось. Сразу же после первого толчка обесточили все производство и вывели людей из помещений. По словам Валерия Пинтаева, все службы действовали на комбинате высокопрофессионально и слаженно. Точно так же выстоял и сам город, получив лишь незначительные разрушения.
— Наш город, построенный сорок лет назад еще на советском цементе, выстоял! Вот как раньше строили, — эмоционально рассказывает Валерий Иванович. — Хотя мы ощутили на себе все четыре толчка.
По данным МЧС, в районе Байкала фиксируется за год до десяти тысяч землетрясений, но человек их не чувствует. Между тем сибирские ученые прогнозируют в 2009—2015 годах увеличение сейсмоактивности в нашем регионе.
Происшествия
2335
Неожиданный выходной
устроили улан-удэнцам землетрясение и телефонная паникерша