Происшествия
1929

Для Улан-Удэ хватит и 8 баллов

Главные враги сейсмостойкости зданий в Улан-Удэ — возраст и вода в подвалах, считают бурятские ученые

Главные враги сейсмостойкости зданий в Улан-Удэ — возраст и вода в подвалах, считают бурятские ученые

Сегодня порядка 70 процентов домов, построенных еще в 60-е годы, так называемые «хрущобы», находятся в критическом состоянии и вряд ли выдержат восьмибалльное землетрясение

 

Влага разрушает кирпич

— Все, что построено, изнашивается постепенно. Микроземлетрясения, которые мы даже и не чувствуем, снижают характеристики несущих конструкций зданий. Мы делали такие замеры одного из зданий в центре города до землетрясения 1999 года и после и убедились, что характеристики по сейсмоустойчивости уходят на 15—20 процентов, — говорит Геннадий Татьков, и.о. генерального директора Геологического института СО РАН. — Грубо говоря, пять таких событий или череда событий в течение года — и сейсмостойкость конструкций становится фактически нулевой. Сегодня жилой фонд процентов на 60—70 находится за пределами критической отметки. Если будет восьмибалльное землетрясение, у нас будут проблемы.

Утепляя еще в 90-х годах один из жилых домов на ул. Сенчихина, Константин Марактаев, директор компании «Экодом», обратил внимание на то, что кирпичи в основании дома практически рассыпались. Ученый, проработавший много лет на кафедре строительных материалов ВСТИ, отчетливо представлял, чем грозит зданию разрушение кирпичной кладки. При закладке дома кирпич выкладывают на фундаментные блоки, чтобы их выровнить. На них, собственно, и держатся все несущие стены.

— Я мог на уровне подвала разобрать эту кладку буквально руками. Если в подвале стоит вода или высокая влажность, пар оседает на кирпич, конденсируется на кладку. Кирпич имеет пористую структуру, он впитывает влагу, под ее воздействием и начинает разрушаться, — поясняет Константин Максимович.

Это означает, что слабеет опора стены. При сильных подземных толчках стена, лишенная ее, может запросто рухнуть. Таких домов за годы своей предпринимательской деятельности Марактаев перевидал в городе немало. Он убежден, что эти здания необходимо ставить на учет и укрывать их основание по периметру гибким, высокопрочным армированным материалом, чтобы влага не попадала. Самыми устойчивыми, по его мнению, являются дома старинной постройки. Потому что в их основание клали не кирпич, а камень. Причем бетон, которым заливали кладку, был сделан на совесть, он намного прочнее современного.

 

Чего строим

Сегодня сомнения ученых вызывают не только обветшавшие здания. Никто не даст 100-процентной гарантии, что дома строятся такими, как их задумали проектировщики. В Геологическом институте СО РАН несколько лет назад разработали метод, который позволяет установить, насколько здание соответствует тем характеристикам, которые заложили в него конструкторы. Это касается, в частности, вопросов сейсмобезопасности. Как признается Геннадий Иванович Татьков, к ним обращаются в том случае, когда очень добросовестный застройщик хочет прорекламироваться, что он провел эти испытания, либо когда у него выявляются какие-то недочеты, брак в работе и т. д.

— Опыт современной застройки показывает, что проблем много, честно говоря. Прежде всего, качество работ. У нас зачастую и зимой могут бетонировать. Получается, что в несущих конструкциях перемороженный бетон.

Ученые убеждены: необходимо постоянно вести мониторинг состояния жилого фонда в Бурятии, разрабатывая и внедряя относительно недорогие способы сейсмоукрепления жилых домов.

Сегодня в республике приступили к разработке программы по сейсмобезопасности зданий, составлен перечень тех зданий, которые в первую очередь в этом нуждаются, сообщили в Минстрое республики.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях