Участники приключенческой экспедиции «Запад — Восток» узнали, что на дне Байкала есть нефть, а в Улан-Удэ — беспроводной Интернет
Начало августа. Команда экспедиции «Запад — Восток» прибыла на Байкал. Из нас только руководитель Александр Пермяков был здесь, да и то 12 лет назад. Так что наши впечатления — это то, что чувствует, наверное, каждый, кто впервые оказывается в Сибири
В задачу нашего визита, организованного клубом путешественников «Русские экспедиции», входило знакомство с местным населением, культурой и природой. Мы должны сами прочувствовать и постараться понять этот мир, чтобы потом через фотографии, статьи и телепередачи на спутниковом канале «Телепутешествия» донести его красоту и разнообразие до жителей России.
Две недели на Байкале
Мы выехали из Санкт-Петербурга 23 июня, и наш маршрут проложен с запада на восток не только по России. Мы посетим Монголию, Китай и Казахстан.
Пройдено уже немало: Москва, Нижний Новгород, Казань, Уральские горы, Горный Алтай, Красноярск… И к началу августа экспедиция добралась до Байкала.
Наш первый объект — Кругобайкальская железная дорога. Наверное, это один из самых богатых историей участок Восточно-Сибирской железной дороги. Многим известно, что после запуска Иркутской ГЭС КБЖД стала тупиковой веткой. Вот так несправедливо поступили с «золотой пряжкой стального пояса России» — самым дорогим по стоимости и бесценным по красоте участком железной дороги. Нам интересно, как сегодня живут люди в поселках вдоль «железки». Если раньше их кормила железная дорога, то сегодня некогда крупные поселки стали поселениями. В некоторых живут по 3—5 человек. Они почти отрезаны от внешнего мира. Добраться к ним можно только составом из двух вагонов — «мотаней», которая ходит несколько раз в неделю, привозит по заказу продукты и почту. Работы для населения нет, а многие просто не хотят работать. Остается не так много занятий — собственное хозяйство, лов омуля да пьянство. Каждому по потребностям. Но живут здесь и интеллигентные люди, которые добровольно ушли в таежный край, подальше от городской суеты. Это, например, писатель-историк Олег Васильевич Слободчиков. 20 лет назад поселился он в этих местах, пишет романы об истории Сибири, живет своим огородом, лесом да Байкалом. Много работает и не собирается отсюда уезжать.
Удалось нам поговорить и с рабочими, которые ремонтируют железнодорожное полотно. А работать на Кругобайкальской железной дороге еще и престижно. Целые династии трудятся.
еА места здесь такие, что дух захватывает. С одной стороны — высокие скалы, с другой — ребристая, синяя-синяя поверхность Байкала. Вода и камень, как противопоставил давно классик, здесь создают гармонию.
Местные жители
После «кругобайкалки» наш путь лежит в Бурятию и на восточный берег Байкала. Что нас впечатлило с первых километров соседней территории, так это необычайное дружелюбие местных жителей. В Сибири нас пока двое и удобнее передвигаться автостопом.
Нам оставались последние 100 километров до Улан-Удэ. Около часа простояли на трассе. Нас подвез водитель маленького грузовичка Боря, который был в этих местах по делам и видел, как мы безуспешно стояли на обочине с развернутым флагом экспедиции. Он подвез до красивого и удобного места, за 10 километров до столицы, на берегу Селенги, где мы и заночевали.
Улан-Удэ, куда мы приехали за монгольскими визами, оказался на порядок выше в нашем личном рейтинге сибирских городов. Менее суетлив по сравнению с Иркутском, но при этом очень современен. Хотя и остались памятные знаки советского периода, как, например, большая голова вождя пролетариата. Но это сегодня уже исторический памятник. Приятно порадовало отсутствие автомобильных пробок на улицах, вкусные и недорогие обеды в общепите и опять же улыбающиеся и готовые помочь путешественникам жители.
Не без их помощи мы нашли милую кофейню «Сафари» в центре города, где был доступен Wi-Fi. Беспроводной Интернет — вещь для путешественников крайне необходимая. В кофейне мы просидели весь день, обрабатывая фотографии и готовя статьи для публикации в журналах ФотоTravel, National Geographic Traveler, National Geographic Россия, «Деловой мир. Россия — Китай».
А на следующий день мы с удивлением обнаружили, что Wi-Fi есть и в зале ожидания железнодорожного вокзала. Такого сервиса нет даже в Санкт-Петербурге.
Незабываемые встречи
Весь следующий день мы двигались в сторону Усть-Баргузина. Сначала на электричке, потом на пароме. Электрички в Бурятии новенькие — отличительная особенность Восточно-Сибирской железной дороги. А вот голос, объявляющий станции, что на северо-западе России, что в Восточной Сибири — одинаковый.
На дороге мы ждали попутный транспорт. Вскоре остановилась машина с семейной парой. Путь нам предстоял не близкий, и мы стали знакомиться и рассказывать об экспедиции «Запад — Восток». «О, так вы наши коллеги!» — радостно воскликнул Вячеслав Дагаев, генеральный директор газеты «Информ Полис». Много историй рассказал нам Вячеслав о родных и любимых местах. Легенду о богатом купце-просветителе Хаиме, чьим именем названа река, быль о проявлении на камне изображения богини Янжимы. Вячеслав и его жена Соелма пригласили нас к себе, накормили ужином и организовали ночлег. На следующий день познакомили с ритуалом общения с духом священного Байкала, а Вячеслав исполнил гимн родной Бурятии «Таежная, озерная, степная…». Такого радушного приема нам еще нигде не оказывали.
У нас было еще немного свободного времени, и мы поехали поклониться богине Янжиме. В село Ярикто, близ которого в 2005 году обнаружили проявившееся на камне изображение богини мудрости и плодородия, мы приехали под вечер. Здесь действительно священное место. И не потому, что все деревья украшены разноцветными шарфами — желаниями, не потому, что у камня, где была найдена «ступа тысячи Будд», много детских игрушек — просьб о ребенке, а потому, что здесь совершенно особая аура. Даже фотокамера отказалась работать в обычном режиме. Здесь все завораживает и умиротворяет.
Природа в Бурятии чем-то напоминает алтайскую. Очень похожие горы, горные хребты, кое-где лежит снег, просторные долины и быстрые речки с чистейшей водой. Выразительные острые пики гор выделяются на фоне неба, а Баргузин в этом году необыкновенно разлился и теперь его долина представляет собой яркие краски: синие, зеленые, желтые полосы.
Бабушка Зоя, с которой мы познакомились у Янжимы, приглашала нас в Тункинскую и Окинскую долины. Она говорила о невероятной красоте природы, о маленькой Швейцарии, на которую похож один из районов Бурятии. Водопады и долину вулканов мы в этот раз не посетили, зато увидели настоящие эдельвейсы.
«Миры»
Кульминацией путешествия по Байкалу стало знакомство с руководством и командой экспедиции «Миры» на Байкале». Нам удалось поговорить с пилотами глубоководных аппаратов, узнать тонкости погружений, расспросить о прошлых экспедициях. Так, например, на протяжении 10 лет «Миры» работали с Джеймсом Кэмероном, знаменитым голливудским режиссером. Именно с помощью российских глубоководных аппаратов они вели подводные съемки на «Титанике» для знаменитого одноименного фильма. С большой теплотой заместитель руководителя экспедиции Анатолий Михайлович Сагалевич отзывался о Байкале. Множество интереснейших явлений они увидели на дне озера во время погружения. Например, мелкие пузырьки нефти, которые были скрыты в донных отложениях и поднялись вместе с потревоженным «Мирами» грунтом. «Больших нефтяных месторождений здесь нет, — сказал Анатолий Михайлович, — но таких нефтяных капель я не встречал нигде в мире».
Бурятия для нас осталась одним из самых приятных регионов России. Гостеприимство по-бурятски — это не только полный стол, но и внимание радушных хозяев. А в Бурятию мы решили вернуться следующей осенью, чтобы посмотреть те места, о которых говорила бабушка Зоя.
Руководитель экспедиции и фотограф в одном лице Александр Пермяков отснял немало кадров о жизни людей в поселках вдоль Кругобайкальской железной дороги/ Фото Александра Пермякова, руководителя экспедиции «Запад — Восток»
Здоровье
3104
Бурятия во всех красках гостеприимства
Участники приключенческой экспедиции «Запад — Восток» узнали, что на дне Байкала есть нефть, а в Улан-Удэ — беспроводной Интернет