В республике завершился конкурс «Лучшие люди Бурятии», проведенный администрацией президента Бурятии к 85-летию республики
Конкурс стал неполной калькой аналогичных проектов «Имя России», «Великие украинцы» и, наконец, «Сто великих британцев», в которых рейтинг людей определяется по результатам интернет-голосования. Идейным вдохновителем и автором проекта выступила заместитель руководителя администрации президента Бурятии Ирина Смоляк.
Отличие конкурса «Лучшие люди Бурятии» в том, что его организаторы учли «подводные камни», на которые садились их предшественники в российском и украинском конкурсах. Во-первых, из названия проекта организаторы решили убрать спорный эпитет «великие», во-вторых, подсчет итогов голосования шел не только в Интернете, но и с учетом SMS-посланий. В итоге Бурятии, по-видимому, удастся избежать скандалов с уличными протестами и парламентским расследованием того, как это было на Украине, где фанаты киевского «Динамо» и Валерия Лобановского спорили с поклонниками Степана Бандеры и Нестора Махно.
Не случилось и скандала, похожего на тот, что был на промежуточных этапах конкурса «Имя России». Напомним, что еще в июле в Интернете уверенно лидировал Иосиф Сталин, а КПРФ предлагала Русской православной церкви канонизировать этого политика в случае его победы в конкурсе. Конкуренцию тогда ему составлял только артист-маргинал Владимир Высоцкий. Однако к сентябрю с подключением к проекту «более квалифицированной аудитории» в лидеры рейтинга вышли «приличные люди» — святой благоверный князь Александр Невский, писатель Федор Достоевский, Петр I и Петр Столыпин.
Учтя опыт коллег, организаторы конкурса «Лучшие люди Бурятии» использовали SMS-голосование с самого начала. В результате десятку лучших возглавили известные религиозные деятели — посланник Далай-ламы XIII в Россию Агван Доржиев, старообрядческий святой, священномученик Афанасий (Амвросий Федотов) и хамбо-лама Даши-Доржо Итигэлов. В целом десятка представляет собой политкорректный список известных в республике личностей, выдержанный по критериям этнической принадлежности, пола и сферы деятельности. Как заявила «Информ Полису» автор идеи проведения конкурса Ирина Смоляк, организаторам удалось добиться своей цели — рассказать о тех людях, которые представляют лицо республики, популяризировать свои «лучшие кадры».
Конкурс проводился в два этапа. На первом из них более полутора тысяч жителей республики прислали на конкурс свои купоны с фамилией того человека, которого они бы хотели видеть «лучшим человеком Бурятии». На втором этапе был составлен список из 35 известных персон, получивших большее количество голосов на купонах. По этому списку и было проведено окончательное голосование в Интернете и по телефону.
— Мы понимаем, что невозможно по одним критериям оценивать столь разных людей, как хамбо-лама Итигэлов и, например, Леонид Белых, — говорит автор проекта Ирина Смоляк. — Возможно, в следующий раз мы учтем все ошибки и проведем такой конкурс по несколько другим правилам. Конечно, мы не ожидали такого высокого результата голосования за Белых, который в Интернете занял первое место. Но нашей задачей было не просто с математической точностью расставить лучших людей по количеству набранных голосов, а рассказать о людях, внесших свой вклад в развитие республики. Нам писали не только об известных наших земляках, но и о простых людях — своих учителях, односельчанах, многих других замечательных людях. Вы спрашиваете, почему такая «гладкая» и «политкорректная» у нас получилась десятка? Никакой «заботливой руки», которая бы ее составляла, не было.
Кстати, результаты интернет-голосования, которые отслеживались на сайте правительства и администрации президента Бурятии, значительно отличаются от окончательных итогов. Итак, сравните две десятки.
Итоговое голосование
1. Агван Доржиев, общественный и религиозный деятель
2. Священномученик Афанасий (Амвросий Федотов)
3. Даши-Доржо Итигэлов, XII пандито-хамбо лама
4. Исай Калашников, писатель
5. Андрей Модогоев, первый секретарь Бурятского обкома КПСС
6. Лариса Сахьянова, балерина, народная артистка СССР
7. Леонид Потапов, первый президент Бурятии
8. Леонид Белых, управляющий директор ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод»
9. Борис Будаев, заслуженный мастер спорта СССР, чемпион мира по вольной борьбе
10. Галина Шойдагбаева, певица, народная артистка СССР
Голосование на сайте www.egov-buryatia.ru
1. Леонид Белых, директор Улан-Удэнского авиазавода — 547 голосов
2. Цокто Номтоев, писатель — 417 голосов
3. Лхасаран Линховоин, оперный певец — 245 голосов
4. Даши-Доржо Итигэлов, хамбо-лама — 115 голосов
5. Агван Доржиев, религиозный деятель, дипломат — 111 голосов
6. Дамба Жалсараев, поэт — 77 голосов
7. Анатолий Андреев, композитор — 73 голоса
8. Борис Будаев, спортсмен — 54 голоса
9. Михаил Елбонов, артист — 40 голосов
10. Владимир Саганов и Элбэк Ринчино, политики — 34 голоса
На фото: Агван Доржиев, общественный и религиозный деятель, посланник Далай-ламы XIII в России, возглавил десятку лучших.
Комментарии к конкурсу «Лучшие люди Бурятии»:
Андрей Думлер, журналист, директор сайта «Байкал Медиа Консалтинг»:
– Большинство людей, вошедших в десятку лучших людей Бурятии, не случайно туда попали. Исключение, на мой взгляд, составляют бывший президент Бурятии Леонид Потапов и директор авиазавода Леонид Белых. В этом списке это явно лишние люди. Вызывает у меня сомнение и то, как можно сравнивать людей из абсолютно разных сфер деятельности. Например, Агвана Доржиева и Клавдию Альцман. Это отмечали и посетители моего сайта.
То, что результаты Интернет-голосования отличаются от итоговой десятки? Интернет-голосование всегда дает более ограниченный результат, поскольку Интернет для многих не так доступен, как SMS. Соответственно, результаты здесь могут быть не очень корректны, могут не отражать реальной картины. А телефон сейчас имеет каждый человек, и никому не составляет труда отправить эсэмэску.
По персоналиям. В голосовании за Белых явно виден «административный ресурс». Если бы, допустим, дали разнарядку муниципальным служащим голосовать, например, за Айдаева, то, конечно, он бы тоже смог собрать голоса. Сегодня я затрудняюсь назвать свою десятку лучших людей Бурятии, потому что живу здесь недавно и некоторые фамилии мне ни о чем не говорят. Это, например, Галина Шойдагбаева. Одно могу сказать определенно: в нее бы точно не вошел Леонид Потапов.
Дарима Линховоин, концертмейстер, заслуженная артистка России:
– Я очень внимательно следила за ходом голосования в Интернете, болела и переживала, поскольку одним из лидеров по количеству голосов там является мой отец, народный артист СССР Лхасаран Линховоин. И когда объявили об общих результатах конкурса и мы узнали о том, что папа не вошел в десятку лучших людей Бурятии, я настолько расстроилась, что у меня была даже мысль вообще уехать из Бурятии.
Как так?! Он же был единственный у нас певец, которого в то время приглашали в Мариинский и в Большой театр, которым гордилась вся страна! Не только мы, земляки, но и башкиры, казахи, киргизы. Он объездил с выступлениями 40 стран мира, по нему люди узнавали о нашей стране, о Бурятии. Художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев говорил мне: «Дарима, такого Кончака, как твой отец, я до сих пор нигде не могу найти!». Но он не только знаменитую арию Кончака пел. Его работы – это и Борис Годунов, и князь Игорь, и Дон Карлос, и многие другие арии. Ведь на него ставились все лучшие спектакли нашего театра, и сам театр поднялся через него. О нем писали все московские газеты, он привозил сюда всех лучших дирижеров для работы, с ним связан расцвет нашего оперного искусства. Лхасаран Линховоин был замечательным киноактером, и, когда он приезжал в Москву, там люди его узнавали на улицах, останавливались, брали автографы. Махмуд Эсамбаев ни перед кем свою шапку не снимал, а перед Линховоиным снимал! И теперь какие-то люди… Белых, кто он такой вообще?! Я от такой несправедливости чуть не задохнулась! А свою коллегу Галину Шойдагбаеву я уже успела поздравить.
Игорь Бобков, предприниматель, депутат Народного Хурала Бурятии:
– Я не могу сказать, что при использовании таких современных технологий, как Интернет-голосование и голосование по SMS, может быть объективно представлено мнение народа. Лучших людей Бурятии, на мой взгляд, разумнее было бы определять при помощи социологического опроса, проводимого по научным методикам или специальной комиссией, состоящей из специалистов. А так, при сегодняшних способах агитпропаганды и пиар-технологиях любой, кто может заплатить или обладает административным ресурсом, может стать «лучшим человеком» в любом регионе! Я бы, наверное, тоже смог бы обеспечить 500-700 голосов за себя. Я два раза участвовал в выборах и знаю, как там зарабатываются голоса!
В этой десятке мы видим на первых местах религиозных деятелей. Мне кажется, что в данном случае за Агвана Доржиева голосовали буряты, за епископа Афанасия – русские. А Итигэлов – это уже что-то из области чуда, оценить человека или личность здесь достаточно сложно. На мой взгляд, лучшим человеком в регионе может считаться тот, кто оставил после себя колоссальное наследие, занимался укреплением государственности, создавал условия для улучшения жизни людей. То есть это политик или руководитель. Из политиков в десятке мы видим Модогоева и Потапова. Андрей Урупхеевич Модогоев – это созидатель. Он работал в эпоху созидания, когда человека оценивали по его качествам руководителя-производственника. Это была одна эпоха. Леонид Васильевич Потапов работал в другую эпоху, эпоху криминальной революции, и запомнился нам, жителям Бурятии, как умелый рациональный политик, сумевший удержаться во власти три срока президентства. В этом его отличие от Модогоева, которого люди не выбирали, а назначала партия. Но оценить хозяйственные способности Потапова сложно, так как за ним тянется серьезный шлейф коррупционных скандалов. Поэтому в данном случае я бы назвал лучшим человеком Бурятии либо Ларису Петровну Сахьянову, либо Лхасарана Лодоновича Линховоина.
Константин Митупов, ученый-историк, депутат городского Совета депутатов Улан-Удэ:
– Мне кажется, что конкурс нужно было проводить по номинациям. Во-вторых, разбить персоналии на тех, кто представляет современный период, и тех, кого можно видеть в исторической ретроспективе. Понятно, что Агван Доржиев, Белых или Альцман – это совершенно несопоставимые фигуры по своей значимости и по восприятию у людей. Это обстоятельство ставит под сомнение этот конкурс, хотя в целом идея правильная и это надо делать.
Лучшим человеком Бурятии я лично назвал бы Михаила Богданова. Он обладал сумасшедшим потенциалом, учился в Цюрихе, Берлине, написал замечательную книгу «Очерки истории бурят-монгольского народа», которую мы переиздали в прошлом году. Поэтому, проводя конкурс, надо выстраивать его нормальную схему. Если в число лучших людей Бурятии не попадают Богданов, Элбэк Ринчино, Цыбен Жамцарано, тот же Михей Ербанов, тогда появляются вопросы.
Из людей науки, а это весьма значимая для бурятского народа область деятельности, почему-то вообще никто не прозвучал. Например, Василий Радионович Филиппов. Меня это удивило. Чтобы было всем понятно: сегодняшний БНЦ – это его детище. Это он, будучи первым секретарем Бурятского обкома, добился, чтобы здесь открыли БКНИИ (Бурятский комплексный научно-исследовательский институт. – С. Б.), и потом довел эту идею до создания Бурятского научного центра. Кстати, он его и возглавил перед своей пенсией. Если я не ошибаюсь, он в 32 года стал доктором наук. Это сейчас у нас все подряд доктора, а по тем временам это был очень высокий уровень! Филиппов, Мохосоев, Найдаков – вот большие имена в науке. Также это Регби Ешиевич Пубаев и другие востоковеды, которые определяли лицо науки Бурятии. Пока они были в БИОНе (Бурятский институт общественных наук СО АН СССР, ныне ИМБиТ СО РАН. – С.Б.), мы были частью азиатской России. Они ушли, и мы теперь непонятно кто!
Петр Шаблин, предприниматель, кинопродюсер:
– Мне непонятно, как в эту десятку попал Леонид Потапов. Даже если сравнивать его с Наговицыным, то за один год Наговицын пробудил Бурятию так, как Потапов не смог за три срока президентства. Как этого сонного руководителя можно было отнести к десяти лучшим людям Бурятии! Модогоев у меня тоже положительных реакций не вызывает. Хотя, конечно, он был сильной личностью, сильным руководителем из разряда жестких администраторов. В те времена ни ума, ни мудрости можно было не иметь. Достаточно было хамски давить и жестоко править. Если бы он попробовал поруководить во времена демократии, я думаю, у него бы ничего не получилось.
Из тех, кто вошел в десятку, я бы отдал предпочтение Доржиеву и Итигэлову, хотя к буддизму у меня двоякое отношение. С одной стороны, это мировая религия, которую я уважаю, с другой стороны, я убежден, что именно буддизм несет большую вину за утрату нашего менталитета, национального самосознания, национального духа бурят. Когда монгольский воин стал буддистом, он перестал быть воином.
Среди десяти лучших людей Бурятии я бы на первое место поставил Михаила Богданова, а на второе место – Элбэка Ринчино. Остальные деятели национального движения бурят и советские политики – Жамцарано, Барадин, Ербанов – все-таки чуть подальше стоят. Михаил Богданов – это вообще титан национальной мысли, о котором, к сожалению, молодые буряты ничего не знают.
По поводу Леонида Белых. Если вы спросите за пределами поселка Восточный у людей, которые не имеют отношения к авиазаводу, кто такой Белых, то об этом человеке вам никто ничего толком не скажет.
Беседовал Сергей Басаев.
Общество
3825
Политкорректная десятка
В республике завершился конкурс «Лучшие люди Бурятии», проведенный администрацией президента Бурятии к 85-летию республики <br>
<br>
Только на сайте! Комментарии известных людей по итогам конкурса