Общество
2105

Дети учатся вопреки всему,

ежедневно преодолевая барьеры, искусственно созданные обществом

ежедневно преодолевая барьеры, искусственно созданные обществом

 

Каждое утро девятилетнюю Вику Сидоренко, инвалида с диагнозом «детский церебральный паралич», на второй этаж школы №4 помогают поднять ученики-старшеклассники. Вместе с мамой Вика ежедневно преодолевает огромное расстояние из пригорода Улан-Удэ, только чтобы иметь возможность, как и ее сверстники, посещать уроки в обычной школе

 

На перемене многие из учеников спешат помочь ей спуститься в школьную столовую на первом этаже. Одноклассники подставляют свои плечи во время прогулок по коридору и ничего необычного в этом не видят. На уроках переворачивают страницы ее учебника, поднимают упавшую ручку.

 

На пользу и здоровым детям

Несмотря на проблемы, инклюзивное образование — обучение детей-инвалидов в обычных школах — постепенно приходит в общеобразовательные учреждения республики. Фонд создания безбарьерной среды занимается его продвижением в Бурятии. В двух улан-удэнских школах — №4 и №65 — построены пандусы, установлены поручни, обустроена туалетная кабинка, убраны пороги в кабинетах. Ведь сюда вместе со здоровыми ребятами пришли учиться и дети-колясочники — первоклассники Артем Жаркой, Никита Лужковский, Женя Кушнарев, второклассница Вика Сидоренко.

Сейчас ведется работа, чтобы студенты педколледжа и БГУ могли работать в этих школах вторыми учителями в классах.

— Отсутствие специального ассистента в классе, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, — одна из главных проблем, — говорит Эржена Будаева, координатор проекта «Развитие инклюзивных школ в Улан-Удэ».

Вопреки всему, этих ребятишек объединяет искреннее стремление учиться, «как все», в обычной школе. Сейчас они вместе со всеми учатся читать, писать, считать, добиваясь неплохих результатов.

— Такое воспитание будет на пользу и здоровым детям — они будут расти более человечными, — считает Эржена Будаева.

По ее мнению, специализированная школа — это хорошая, но искусственно созданная среда для детей-инвалидов. И как только они выходят из ее стен, оказываются никому не нужными, не знают, как приспособиться к жизни, и в большинстве своем сидят на шее государства, прося подачки.

 

«Идите только в обычную школу»

Первоклассником 65-й школы Никитой Лужковским не нарадуется его учительница. Хотя мальчик тяжело передвигается, ему пока сложно держать ручку, он показывает хорошие возможности в учебе.

— Никита для меня — солнышка лучик. Вы бы видели, как светятся утром его глаза. Такие старание и способности не присущи даже здоровым детям, — говорит Ольга Елисеева, учительница Никиты.

Сейчас Никита, по словам отца Андрея Викторовича, обыгрывает деда в шашки, начал потихоньку учить таблицу умножения, читает, считает в пределах тысячи. Пойти в обычную школу им посоветовал профессор из Донецка, где они каждый год проходят лечение.

— Иначе Никита будет только деградировать и никакого прогресса не будет, сказал он, — рассказывает Андрей Викторович. — А тут мы еще и об инклюзивном образовании в нашем городе узнали.

Побывав этим летом в инклюзивном лагере, организованном фондом создания безбарьерной среды для детей из этих двух школ, родители Вики Сидоренко решили отдать ее во второй класс 4-й школы. До этого год она обучалась на дому при школе №60 для детей с ограниченными возможностями здоровья.

— Решение пришло не сразу. Мы долго обсуждали, взвесили все «за» и «против», — рассказывает Татьяна Легостаева, мама Вики.

Так же, как и родители Никиты, они долго надеялись, что дочь будет ходить. Но, к сожалению, девочка так и не может самостоятельно передвигаться, не держась при этом за что-либо. Живут они далеко за городом, в дачном поселке по Заиграевской трассе. На уроки и с уроков Вику с мамой привозит папа. Иногда, если он дежурит, приходится заранее заказывать социальное такси. Но они не унывают.

— По утрам всей семьей собираемся в заботах и хлопотах, а раньше вдвоем оставались, как два сыча. И пускай теперь хозяйство запущенное, зато только и разговоров о школе. И жизнь интереснее стала, — говорит Татьяна.

На линейке, посвященной Дню знаний, Вика рассказала стихотворение. А когда учительница предложила придумать предложение, девочка сочинила: «Мне нравится учиться в школе». Сейчас она вполне освоилась. Не стесняясь, начала громко отвечать и читать. Как призналась Татьяна, они, конечно, опасаются, как будет дальше. Но надежд и решимости полно.

Мама Жени Кушнарева, первоклассника 4-й школы, с гордостью говорит:

— Мой сын — первоклассник. С 1 сентября пошел в школу.

По ее словам, она не знает, как он будет учиться и чувствовать себя рядом с физически здоровыми детьми, как они отнесутся к нему. Но со своей стороны хочет сделать все, что от нее зависит, чтобы ему было комфортно.

 

«Я рад, что учился в нормальной школе»

Такие случаи, когда дети-инвалиды обучаются со здоровыми детьми, не единичны. Даже до момента, когда о таком образовании не было и речи, они в силу разных жизненных обстоятельств успешно учились в общеобразовательных заведениях.

— Я рад, что мне довелось учиться в нормальной школе. У меня много друзей, готовых всегда прийти на помощь, — рассказывает Баир Сангажапов, инвалид с детства, ныне студент одного из вузов Бурятии.

Как рассказала его мама Людмила, был случай, когда его друзья и одноклассники поочередно несколько километров несли на себе Баира до дома. Сломалась машина по дороге с туристического слета. И друзья решили помочь ему.

— Он никогда ни от кого не хотел отставать. Учился в школе очень хорошо. Всегда в доме его друзья. Когда нас не было, помогали сыну по хозяйству, — вспоминает женщина.

По ее словам, они не заостряли его внимание на болезни. В школе учителя требовали то же, что и от других, никаких поблажек. Это, наверное, и определило то, что сейчас Баир учится в университете.

Такой же обыкновенный мальчик Тигран Авчян учится в 8 классе 65-й школы. Навстречу он попался случайно — вышел из кабинета, опираясь на плечо друга-одноклассника. У него ДЦП тяжелой формы. Здесь он учится с первого класса.

— Друзей у меня хватает. Вот Камран Гараев, азербайджанец, он мой первый друг, а вот Толя Гомбожапов и много-много других, — с удовольствием говорит Тигран.

По словам мальчика, в школе все нормально. Учителя относятся так же, как и ко всем другим ученикам. Любит рисовать. С будущим пока не определился.

— По всей республике идет стихийная инклюзия. В обычных школах учатся дети с официально установленной инвалидностью. Всем им требуется государственная поддержка, — говорит Эржена Будаева. — Необходимо внедрить учебный курс по инклюзивному образованию в БГУ и педколледже. Также решить вопрос о выделении дополнительных ставок «специальный педагог» и «ассистент по работе с детьми с ОВЗ» в школах, внедряющих инклюзивное обучение.

По данным Министерства образования и науки РБ, в республике 3706 детей-инвалидов школьного возраста. А детей с ограниченными возможностями здоровья — 8677.

На фото Марка Агнора: В школе №4, где учится Вика Сидоренко, к ней и к маме всегда подходят старшие ребята и спрашивают: "Чем помочь?"

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях