Две предпринимательницы восемь лет судятся из-за магазина, который в итоге оказался муниципальной собственностью
Валентина Иванова и ее односельчанка Александра Усенко доказывали свое право на здание магазина «Продукты» по улице Юбилейной, 91, в селе Старое Татаурово Прибайкальского района. И та и другая показывают в судах документы на спорное помещение
За этот период по иску Александры Усенко Валентина Иванова была осуждена за мошенничество, с чем она не согласна.
Сейчас судебные тяжбы предпринимательниц перешли на новый виток. На последнем заседании суда Прибайкальского района, которое состоялось 18 сентября, вынесено определение: установить истинного собственника помещения. Сейчас на эту роль уже претендует администрация Прибайкальского района. Валентина Иванова согласна с таким исходом перипетий. А вот ее односельчанка Усенко продолжает настаивать, что магазин — ее собственность.
«Оказалось, мы купили магазин у ненадлежащего собственника»
В 1997 году Валентина Иванова приобрела здание площадью 59,2 кв.м по улице Юбилейной, 91, у местного предприятия ДП «Селенга» АО «Бурятлесторг». И сдала помещение в аренду своей односельчанке Александре Усенко.
— Собственно она и раньше его арендовала, только теперь уже у меня, о чем мы устно с ней договорились, — рассказывает Валентина Иванова.
В ноябре 2004 года Иванова зарегистрировала в юстиции право собственности на помещение магазина. Располагается он практически в самом центре небольшого села Старое Татаурово, в котором всего-то две улицы.
Неприятной неожиданностью стала новость, которую сообщила ей Александра Усенко. Она заявила, что этот магазин купил ее сын.
— Якобы они приобрели его с аукциона, — говорит Иванова.
Стали разбираться. Усенко показала документы, из которых следовало, что служба судебных приставов произвела арест двух магазинов в селе Старое Татаурово: магазин по улице Юбилейной, 91, принадлежавший Ивановой, и магазин по улице Комсомольской, 14. Оба помещения принадлежали ДП «Селенга» АО «Бурятлесторг». Причина — возникшие долги по заработной плате перед рабочими предприятия. Здания магазинов были выставлены на торги. Усенко утверждает, что в этих торгах ее сын и участвовал.
— Это уже потом обнаружилось, что магазины принадлежали ранее Татауровскому заводу строительных материалов, после его банкротства были сданы в аренду ДП «Селенга» АО «Бурятлесторг», — рассказывает Валентина Иванова.
По ее утверждению, тогда и выяснилось, что она купила магазин у ненадлежащего собственника. После банкротства Татауровского завода, который являлся госпредприятием, право собственности автоматически перешло к администрации Прибайкальского района.
— Об этом есть запись в реестре муниципальной собственности на основании постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года, — говорит Марина Игнатьева, начальник юридического отдела администрации Прибайкальского района.
По словам Игнатьевой, чиновники даже не знали, что с их помещением идут многолетние судебные тяжбы у двух предпринимательниц. В свою очередь, Валентина Иванова ставит под сомнение законность действий судебных приставов.
— Как же они могли выставить на торги здания в счет долгов ДП «Селенга» АО «Бурятлесторг», если оно фактически этому предприятию не принадлежало? — говорит она.
Адвокат Марина Морокова, представляющая интересы Усенко, утверждает, что администрация Прибайкальского района никогда не имела прав на магазин. При этом она ссылается на закон от 1992 года о разделении на государственную и муниципальную собственность.
— Здание магазина никогда не принадлежало муниципалитету. Жилой дом, в котором находится оспариваемый магазин, передан на обслуживание муниципальному образованию. Но магазины, фабрики, заводы, которые были приватизированы за счет акций, принадлежали трудовым коллективам, выкупившим их, как в случае со зданием магазина по улице Юбилейной, 91, которое выкупило АО «Бурятлесторг», — говорит адвокат.
Кто прав?
У Валентины Ивановой большие сомнения по поводу законности притязаний Александры Усенко и ее сына на магазин. Она приводит многие доводы, которые, по ее мнению, правоохранительными органами не рассматриваются.
— Есть факты, доказанные судом, но мне неизменно отвечают отказом в милиции сотрудники БЭП. Видно, не хотят разбираться, — считает она.
Женщина приводит пример с самим аукционом. Из бумаг следует, что участие в 2000 году приняли двое: некий Соловьев, житель поселка Кабанск, и сын Александры Усенко, который был тогда студентом. Выигрывает Сергей Усенко. Однако Иванова нашла по указанному адресу Соловьева, который наотрез отказался от своего участия в каких-либо торгах. Возмущенный мужчина обратился в суд и доказал, что никогда не был в числе претендентов на магазин в селе Старое Татаурово.
Одно из главных условий проведения торгов — официальное объявление в печатных СМИ. Выяснилось, что в редакции районной газеты информацию о торгах в 2000 году не публиковали.
— А главное, в протоколе торгов от 28 августа 2000 года адрес магазина указан по улице Комсомольской, — рассказывает Валентина Иванова. — Затем зачеркнуто и сделана приписка — улица Юбилейная, причем на суде председатель аукционной комиссии признается, что исправил название улицы по просьбе самой Усенко в 2004 году. Такое разве возможно? — возмущается Иванова.
Расхождений и несоответствий в документах, показаниях свидетелей, которые должны вызвать интерес органов следствия, по мнению Ивановой, еще много. Основной довод — ни разу за время судебных тяжб Усенко не представили суду ни один оригинал своих документов с аукциона, только копии.
Не отчаиваясь, Иванова все эти годы продолжала судиться с Усенко. Несмотря даже на то, что ее осудили за мошенничество по иску Усенко.
— Меня признают виновной в подделке документов, с чем я не согласна, а Усенко все с рук сходит! — недоумевает Иванова.
Через суд она оспорила право собственности Усенко на магазин. Пока право пользования признано за Ивановой. Это решение обжаловала Усенко, суд рассматривает ее жалобу.
Валентина Иванова согласна примириться, если суд признает, что помещение магазина — собственность администрации района.
— Мне здание не достанется, но я хочу, чтобы оно не досталось и Усенко, — говорит Валентина Иванова.
Общество
2107
"Рейдерство" по-деревенски
Две предпринимательницы восемь лет судятся из-за магазина, который в итоге оказался муниципальной собственностью