Бизнес
3350

Холоднинское месторождение никто не хочет покупать?

Правительство России, по-видимому, решило не менять перечень запрещенных видов деятельности в центральной экологической зоне Байкала

Правительство России, по-видимому, решило не менять перечень запрещенных видов деятельности в центральной экологической зоне Байкала

Об этом говорит расстроившая­ся сделка по покупке компанией «Русинвестпартнер» лицензий на разработку Холоднинского и Озерного месторождений и активов корпорации «Металлы Восточной Сибири» (МВС), входящей в компанию «Метрополь».

 

Как обойти 643-е постановление?

Разработка крупнейшего в России Холоднинского месторождения цинка может начаться лишь при двух условиях. Во-первых, если изменить границы центральной экологической зоны (ЦЭЗ) озера Байкал, установленные 643-м постановлением правительства России в 2001 году, т.е. вывести находящееся на границе ЦЭЗ Холоднинское месторождение за ее пределы. Во-вторых, если исключить из перечня видов хозяйственной деятельности, запрещенных в ЦЭЗ, добычу металлических руд.

— Границы центральной экологической зоны Байкала проложены искусственно и используются в качестве своеобразной дубинки: это можно сюда пускать, а это нельзя! — считает доктор геолого-минералогических наук Евгений Кислов, сотрудничающий с корпорацией «Металлы Восточной Сибири». — В ряде случаев конфигурация границы ЦЭЗ вызывает большие вопросы. Например, граница подходит к поселку Каменск, а затем обходит его в сторону Байкала. В случае с Холоднинским месторождением, которое находится в 80-ти километрах от Байкала, все наоборот. Граница уходит от Байкала и захватывает месторождение, которое оказывается на границе ЦЭЗ. Почему? Сейчас границы ЦЭЗ перенести сложнее, так как они уже закреплены постановлением правительства России. Более возможен пересмотр перечня запрещенных там видов деятельности. Новый проект этого перечня сейчас как раз и обсуждается.

«Информ Полис» в августе писал о том, что заинтересованные стороны: с одной стороны, экологи, выступающие за консервацию месторождения, с другой — обладатель лицензии ИФК «Метрополь» и правительство Бурятии, лоббирующие начало разработки Холоднинского месторождения, пережидали «сиделицу» в Москве. Этого же решения правительства России окончательно запретить или все-таки разрешить разработку Холоднинского месторождения ожидали и потенциальные покупатели активов «Метрополя» из ЗАО «Русинвестпартнер».

 

«Метрополь» грозит судом правительству Путина

Правительство Бурятии в ожидании «захода» в Бурятию крупного бизнеса и увеличения налоговых поступлений сегодня выступает за начало разработки Холоднинского месторождения. Кабинетом Вячеслава Наговицына даже составлен протокол разногласий с Министерством природных ресурсов России, касающийся добычи полезных ископаемых и заготовки леса в центральной экологической зоне Байкала. Так что подчиненных премьера Путина подталкивают разрешить разработку Холоднинского с двух сторон.

— В результате геологических работ на Холоднинском месторождении, которые проходили в 80-е годы, были нарушены все подземные горизонты, — говорит министр природных ресурсов Бурятии Баир Ангаев. — Естественно, все шахтные воды из штолен и штреков сегодня выносятся на поверхность и идет сильное загрязнение. Превышение предельно допустимых концентраций по цинку, например, составляет 1700 ПДК. Эти шахтные воды рано или поздно попадут в Байкал. Может быть, это грубо звучит, но очаг загрязнения надо или хорошо закопать, или его, наоборот, выкопать и построить очистные сооружения. Когда бюджет России сможет предусмотреть 2 миллиарда рублей на очистные сооружения, мы не знаем. А в технико-экономическом обосновании, представленном МВС, все эти мероприятия — строительство обогатительной фабрики, очистных сооружений и отвалов — выносятся на 24 километра от месторождения, вообще за пределы водораздела Байкала. А сама добыча у них будет вестись подземным способом.

Специалист по экологии МВС Евгений Кислов восклицает:

— Пусть МПР (Министерство природных ресурсов России. — С.Б.) примет, наконец, какое-то решение — разрешит или запретит разработку! Тогда можно будет пойти в суд (за убытками по приобретению лицензии. — С.Б.), обращаться в вышестоящую организацию. Сейчас это невозможно сделать, так как решение не принято. И такое положение длится уже два года!

 

Дело в цене?

Действительно, официально решение правительством России до сих пор не принято. Однако в двадцатых числах сентября стало известно о том, что компания «Русинвестпартнер», входящая в созданную на основе бывшего «Рособоронэкспорта» новую гигантскую госкорпорацию «Ростехнологии», отказалась от ожидаемой сделки с «Метрополем» по выкупу активов МВС и лицензий на разработку Холоднинского и Озерного месторождений в Бурятии. Причем в окончательном варианте сделки речь о покупке Холоднинского месторождения (с дисконтом или без) вообще не шла. В итоге подчиненные бывшего контрразведчика Сергея Чемезова, главы «импер-холдинга» и сослуживца Путина, не стали покупать ни Холоднинское месторождение (по предварительному ТЭО, составленному «Метрополем», оно стоит $1.2 миллиарда), ни Озерное месторождение ($300 миллионов).

— Проект «Метрополя» оставляет открытыми многие экономические и экологические вопросы, — говорит директор экологической организации БРО по Байкалу Сергей Шапхаев. — Общественная и бюджетная эффективность проекта — это вообще «темный лес», то есть ничего не было опубликовано. Поэтому мы выступаем за запрет разработки Холоднинского месторождения. Имидж компании сегодня серьезно подмочен тем, что разработка этого месторождения — это угроза номер один для Байкала. Из всех потенциальных экономических проектов этот проект самый опасный. Холоднинское месторождение находится близко к Байкалу, и такое вмешательство в его гидрогеологическую структуру может вызвать трудно предсказуемые и необратимые процессы. Сегодня есть отрицательное заключение экспертизы на этот проект, есть рекомендации Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, который обратился к правительству России придерживаться того, что было изначально заложено в перечне запрещенных видов, то есть в постановлении, касающемся разработки полезных ископаемых на участке всемирного наследия.

Таким образом, решение генерального директора ЗАО «Русинвест­партнер» Виталия Потылицына отказаться от покупки Холоднинского месторождения может говорить о том, что либо «Метрополь» запросил чересчур высокую цену, либо правительство Путина вообще не собирается пересматривать свое постановление, касающееся добычи в районе Байкала. Кстати, издание «Коммерсант» писало о том, что сумма предполагаемой сделки на покупку Озерного месторождения тоже якобы завышена и равна $400 миллионам, в то время как «Русинвестпартнер» предлагал за него «$200 миллионов с учетом премии $100 миллионов».

Сегодня «Метрополь» пугает правительство России тем, что продаст свои активы на свои месторождения китайцам или японцам. Также возможна покупка Озерного месторождения другой дочерней компанией «Ростехнологий». В частности, в качестве такого кандидата называется консорциум «Металлоинвест» Алишера Усманова.

Шахтные воды Холоднинского месторождения — главная угроза Байкалу

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях