Общество
6873

Инвалида-колясочницу из Бурятии не пустили в самолет

Авиакомпания «S7» объяснила такой жест тем, что улан-удэнка Александра Дугарова была без сопровождающего

Авиакомпания «S7» объяснила такой жест тем, что улан-удэнка Александра Дугарова была без сопровождающего

30 августа Александра улетела отдыхать к друзьям в Санкт-Петербург. За три месяца девушка приобрела билеты транзитом через Москву до Питера в улан-удэнском филиале авиакомпании "S7 Airlines"

 

Домой она должна была вернуться ровно через месяц, 30 сентября. Однако, ссылаясь на внутренние правила компании, Александру на обратный рейс не пустили. После разбирательств она смогла прилететь в Улан-Удэ 1 октября.

Это не первый случай, когда бурятским инвалидам отказывают в посадке на борт самолетов авиакомпании «S7». Саша Дугарова пока не решила, обращаться ли ей в суд. Московские юристы общественной организации инвалидов «Перспектива» дали согласие поддержать ее. Сейчас в Москве уже идет судебный процесс другой девушки с ограниченными возможностями против авиакомпании, однако «S7» продолжает работать по своим внутренним правилам, нарушающим права инвалидов-колясочников.

 

«Я самостоятельный человек»

— Все неописуемые впечатления от Санкт-Петербурга смазала «S7», столько сил и нервов! Я чуть ли не до слез расстроилась, если бы не питерские друзья, которые меня поддержали, — рассказывает Александра Дугарова.

Для девушки это было первое самостоятельное путешествие. Она к нему готовилась долго и основательно. Зная свой физический потенциал, взвесив все «за» и «против», Саша решилась на поездку.

— Я с шести лет на коляске и прекрасно управляюсь сама, — говорит она.

Саша стала инвалидом

1 группы, получив спортивную травму. Однако физический недуг не мешает ей вести активный образ жизни. Она постоянно общается с друзьями, выезжая в город, поддерживая связь через Интернет. Поездку в северную столицу организовали питерские друзья. Девушка признается, что изрядно волновалась перед отъездом.

— Я в авиаагентстве всех неоднократно предупреждала, кто я, с кем и на сколько еду, — рассказывает она.

Посадка и полет в ту сторону для нее прошли без всяких приключений. Долетев благополучно до Питера, Александра подумала, что возвращение на родину уж точно пройдет без заминок. Во время прогулок по Питеру возникали неприятные моменты в метро. Не всегда сотрудники метрополитена соглашались ее пропускать, даже при виде друзей, здоровых молодых ребят. Однако эти случаи она воспринимает сейчас как небольшие недоразумения по сравнению с тем, что случилось позднее.

 

«Они спрашивали, ходячая я или нет»

29 сентября в здании аэропорта Пулково-1 Александра простилась с друзьями. Багаж уже был сдан, Саша прошла регистрацию.

— Первые смутные подозрения у меня появились, когда уже у трапа самолета сотрудники авиакомпании стали суетиться и задавать вопросы, ходячая ли я, — вспоминает Саша.

В результате на рейс ее не пустили, а вещи с самолета вернули обратно. Расстроенной Александре официально объяснили отказ тем, что борт-экипаж не был предупрежден заранее.

— Мне пришлось звонить друзьям, которые уже возвращались из аэропорта домой, — рассказывает девушка.

Сотрудники предложили Александре два варианта: вернуть деньги за неиспользованный перелет либо перебронировать билет на другой день без штрафов при условии, что полетит сопровождающий, за которого Саша должна заплатить порядка 25 тысяч рублей.

— У меня не было таких денег, да и кто со мной полетит просто так! — возмущенно вспоминает Саша.

Лишь когда уже доведенная до отчаяния девушка стала говорить, что обратится в суд, представители авиакомпании уверили, что найдут выход из ситуации и на следующий день посадят девушку в самолет. Однако все повторилось и 30 сентября: те же вопросы, недовольство борт-экипажа.

— Однако волшебное слово «суд» все же сделало свое дело, — рассказывает со смехом Саша.

Домой она вернулась бизнес-классом, а в качестве сопровождающего рядом с ней летела бортпроводница авиакомпании.

И все же Саша обижена на авиакомпанию. Она уверена, что в силах «S7» не допустить подобный форс-мажор в ситуациях с инвалидами.

Такие действия авиакомпании нельзя оставлять безнаказанными, считает Денис Роза, директор РООИ «Перспектива» (г. Москва). Случай с Александрой Дугаровой не безнадежный в судебном плане, уверен и Линь Нгуен, юрист «Перспективы».

— Мы детально с ней обсудим, объясним, как правильно составить иск, и она может его подать в Улан-Удэ, так как представительство авиакомпании «S7» в Бурятии есть, — говорит Линь Нгуен.

 

«Мы ведь не лежачие больные!»

31 августа Галина Горбатых, инвалид-колясочник, заместитель председателя общественной организации Бурятии «Фонд создания безбарьерной среды», возвращалась с международного конгресса из Канады. Она совершила многочасовые перелеты на самолетах европейских авиакомпаний. Однако в Москве, когда ей предстояло пересесть в последний раз уже на самолет авиакомпании «S7», ее отказались допустить на рейс. Причина та же — отсутствие сопровождающего.

— Я через пол-Европы пролетела одна, везде относились с подчеркнутым вниманием, уважая мою самостоятельность, — рассказывает Галина.

По ее словам, в Монреале, когда предстояла пересадка, ей пришлось ждать почти 20 минут, пока сотрудники аэропорта пытались разобраться с новым складным пандусом.

— Из-за этого стюард написал жалобу и попросил ее подписать, однако я не стала, причем он даже обиделся, что я его инициативу не поддержала, — рассказывает она.

Галина не только не получила должного сервиса от «S7», представители компании хоть и аккуратно, но не без намека на ее ограниченные возможности высказывали предположения, что в случае аварийной посадки Галина не сможет самостоятельно выбраться из самолета. В итоге в Улан-Удэ она долетела, как и Александра Дугарова. В качестве сопровождающего приставили сотрудницу авиакомпании.

По словам Эржены Будаевой, руководителя «Фонда создания безбарьерной среды», подобное отношение не только ущемляет права инвалидов-колясочников, но и создает неблагоприятный имидж для самой авиакомпании.

— Нужно понимать, какие летят пассажиры. Ясно, что после операции человеку нужна помощь, а мы, инвалиды-колясочники, работающие люди, и выдержать даже длительные полеты способны, — говорит Будаева.

При этом бурятские инвалиды не критикуют бурятское представительство «S7». Они говорят, что, напротив, руководитель компании Николай Холодов всегда их поддерживает и оказывает содействие при покупке билетов. Трудности, как правило, возникают в Москве.

— Отсюда мы летим без всяких трудностей, а в больших городах России постоянно возникает форс-мажор, и именно с этой авиакомпанией, потому что таковы указания их руководства, — говорит Эржена Будаева.

 

Александра Дугарова обижена на авиакомпанию «S7», считает, что они нарушили ее права не только как пассажира, но и человека / Фото М. Агнора.

 

Впервые инвалид-колясочница подала в суд на «S7»

17 октября состоится первое заседание в Черемушкинском суде Москвы.

Наталья Присецкая, сотрудница региональной общественной организации инвалидов «Перспектива», подала в суд на авиакомпанию «Сибирь» (бренд «S7»). Женщина просит взыскать 1 миллион рублей в качестве компенсации морального вреда. А также 50 процентов от взысканной суммы она просит суд распределить в федеральный бюджет и в пользу международной конфедерации обществ потребителей.

30 июня она должна была вылететь во Владикавказ с миротворческим проектом для осетинских детей. Ее отказались обслужить из-за отсутствия сопровождающего. В результате она улетела самолетом другой авиакомпании.

Генеральная прокуратура РФ признала действия авиакомпании «Сибирь» — «S7» противозаконными. Внесено представление об устранении нарушений, отмене незаконных ограничений и привлечении виновных лиц к ответственности.

 

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях