Общество
2666

Затягиваем пояса

Промышленники и предприниматели Бурятии считают, что всех нас ждут трудные времена

Промышленники и предприниматели Бурятии считают, что всех нас ждут трудные времена

Дабы встретить мировой кризис во всеоружии, представители бизнеса Бурятии собрались на «круглый стол». Они попытались выработать рекомендации по смягчению последствий кризиса для экономики республики

 

«Круглый стол», организованный Союзом промышленников и предпринимателей Бурятии (СППБ), проходил на Улан-Удэнском приборостроительном объединении (УУПО). Представители высшей власти республики, к огорчению организаторов, собрание проигнорировали. «От вас и от нас мало что зависит», — так объяснила власть свою позицию бизнесменам.

Но предприниматели, наученные горьким опытом работы в кризисные 90-е годы, все же решили обсудить, как выжить в нелегкие времена, когда кризис докатится в полном масштабе и до Бурятии.

— Я не склонен драматизировать ситуацию, которая складывается на сегодняшний день, — заявил на «круглом столе» генеральный директор УУПО Сергей Соляник. — Но думаю, что последствия будут очень тяжелыми практически для всех хозяйствующих субъектов Российской Федерации. Сидеть и не готовиться, не вырабатывать меры противодействия в корне неверно.

 

В РОССИИ НЕ ФИНАНСОВЫЙ, А ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС

С основным докладом на «круглом столе» выступил почетный президент и эксперт СППБ Юрий Кравцов. Он обозначил основные болевые точки экономики России. По его словам, если на Западе бушует финансовый кризис, то нашу страну из-за отголосков западного кризиса финансового ждет элементарный кризис экономический.

— Это приводит к полной разбалансированности экономической системы страны, — заметил Юрий Кравцов. — И поэтому мы имеем негативные последствия, которые проявляются все больше и больше.

Однако в России отсутствуют классические признаки экономического кризиса. В стране нет никакого перепроизводства товарной продукции. Безработица существует, но она незначительна. Голода тоже нет.

— Однако у нас есть полное отставание товарной массы от денежной массы, — заявил Кравцов. — Последние три года денежные доходы населения росли на 17 процентов, а товарная масса — на 7 процентов. Эту разницу мы возмещали за счет импорта.

Кравцов считает, что в стране отсутствует конкуренция. 20 процентов предприятий в стране вообще монополисты, а 47 процентов имеют конкурентов только на внутреннем рынке.

— Экономика России крайне монополизирована, — отметил Кравцов. — При этом услуги малого и среднего бизнеса не востребованы крупными предприятиями.

Потребительское кредитование в России последние годы росло на 45 процентов в год. Но его объем — это мизер по сравнению с западными странами. Налоговая нагрузка в России составляет 33,7 процента от ВВП. Для экономики, которая хочет перейти на инновационный путь развития, это очень большой процент.

— Но инновационное развитие как было, так и осталось декларацией, — подчеркнул Кравцов. — Мы остановились на переходной экономике с довольно ограниченной рыночной открытостью.

 

ЧТО ЖДЕТ БУРЯТИЮ

В таких условиях изолированности от мировых рынков, считает Кравцов, Россия защищена от резких колебаний экономической ситуации. Но экономического кризиса все равно не избежать.

В зоне риска находятся все учреждения, которые работают или обслуживают финансовой сектор: банки, управляющие и страховые компании.

Пострадает сектор производства реальной экономики, где нужны «длинные» деньги. У нас это, например, завод мостовых конструкций, авиазавод, строительные компании. Будут трудности со строительством объектов инфраструктуры, например, дорог и туристской зоны на Байкале.

— У нее вообще сомнительное будущее, — сказал Кравцов. — Там, где есть «длинные» деньги, стоит ожидать падения производства и даже банкротств. Они начнутся в ближайшее время.

Однако безработица в Бурятии, по мнению Кравцова, из-за кризиса сильно не вырастет. Правда, бизнесмены будут вынуждены снизить зарплаты, отменив выплату ряда бонусов и премий. При этом предприятия военно-промышленного комплекса, скорее всего, получат новые заказы от государства и даже увеличат число занятых на производстве.

Попадут в зону риска индивидуальные предприниматели, которым будет труднее взять кредит. Точно выживут отдельные магазины, которые не торгуют предметами роскоши, которые перестанут покупать. А вот розничные торговые сети, пополняющие оборотные средства пока только за счет кредитов, будут вынуждены либо объединяться, либо закрываться.

Сильно пострадают от кризиса крупные предприятия сельского хозяйства, работающие в рыночных условиях. Но почти не заметят трудностей владельцы личных подсобных хозяйств.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ?

По мнению Кравцова, правительству России надо сбалансировать товарно-денежные отношения в стране, освободить банки от дутой капитализации, ввести регулирование фондового рынка и создать свой региональный финансовый центр, независимый от Запада и рынков Азии.

Государственным органам Бурятии любого уровня, от правительства до глав муниципалитетов, нужно отказаться от реализации долговременных проектов.

— Лучше заморозить, законсервировать, — сказал Кравцов. — Ревизию проектов надо сделать в самое кратчайшее время. И сосредоточиться на текущих нуждах, чтобы легче перенести ту болезнь, которую мы сейчас проходим.

Это же стоит сделать во всех отраслях. Легче остановить, например, строительство сейчас и потерять меньшие деньги, чем разориться в будущем. Поэтому следует приостановить развитие инфраструктурных проектов, включая турзону на Байкале.

Надо переоценить стратегию развития Бурятии. Кравцов считает, что нашей республике следует отказаться от ставки на развитие горнодобывающих отраслей.

— Озерного месторождения не будет, про Холоднинское и говорить нечего, — заявил Юрий Кравцов. — Цена на цинк упала.

По словам Кравцова, предпринимателям Бурятии также необходимо теснее кооперироваться с Иркутской областью и Забайкальским краем.

— Экономика Бурятии и бизнес не должны быть заложниками политической географии, — отметил он.

Представители бизнеса и промышленности отметили в ходе обсуждения, что предприятиям следует в условиях кризиса сокращать издержки, а также резко поменять стратегию управления на законы кризисного менеджмента. Например, оптимизировать структуру имеющихся заказов. Кроме того, тем, кто работает на экспорт, нужно задумываться, в какой валюте брать кредиты.

Также нужно структурировать доходы, например, ликвидировать отсрочки платежей для конечных потребителей, которые предоставлялись в условиях экономического роста.

— Но все равно нужно готовиться к надвигающемуся экономическому росту, — подытожил заместитель управляющего директора Улан-Удэнского авиазавода Вячеслав Козлов. По оценкам большинства членов СППБ, подъем российской экономики начнется в течение ближайших 3-5 лет. Но до этого всем придется затянуть пояса.

 

ДЕНЬГИ УЖЕ СТАЛИ ДОРОЖЕ

После официальной части собрания прошло неформальное общение за банкетным столом. Бизнесмены чуть ли не шепотом узнавали друг у друга, для кого и как изменились условия кредитования. Оказалось, что кому-то банки уже повысили ставку по ранее выданным кредитам в одностороннем порядке. Кому-то отказались давать новые кредиты, даже несмотря на хорошую кредитную историю.

— Итоги «круглого стола» — не панацея от всех бед, которые ждут республику, — сказал «Информ Полису» в кулуарах собрания представитель СППБ. — Но уже хорошо, что о смягчении последствий надвигающегося кризиса наши бизнесмены теперь думают заранее.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях