Исторические события, предшествовашие постройке Цолгинского дацана
В 1727 году состоялись переговоры графа Саввы Рагузинского на реке Бури с монгольским Цэцэн- ханом о разграничении земель, результатом которого был договор об установлении границы. Буринский договор 1727 года установил границу от Кяхты до верховьев Енисея – на западе и до речки Горбица на востоке. В качестве пограничных столбов были установлены 63 каменных насыпей (маяков).
В переговорах участвовали представители бурят-монголов и хамниган. За свои заслуги нойоны получили звания тайшей, шуленг, зайсанов и получили правительственные грамоты. Самый главный результат переговоров - бурят-монголам предоставили право свободно исповедовать свою религию, быть верноподанными, им разрешено жить по своим традициям, со своим уставом, выбирать своих старейшин и глав. Кроме того, из хоринских и селенгинских бурят были сформированы отряды, которым придали соответствующие знамена. Они взяли на себя охрану границ. Из среды их нойонов выбирался пограничный комиссар.
Ранее уже в 1712 году 150 лам тибетского и монгольского происхождения, бежавшие от военных беспорядков на родине, прибыли в Забайкалье, к хоринским бурятам, и начали проповедовать ламаизм среди местного населения. Первым в 1730 годах появился дацан в местности Эрхэ Бурэнэ и стали совершаться регулярные хуралы у селенгинских цонгольских родов. В 1740-х годах императрица Елизавета Петровна утвердила штат в 150 лам. С этого времени пошел рост числа хувараков и широкое распространение ламаистской религии.
В 1764 году селенгинский комендант генерал-майор Якобий по указанию императора вел переговоры с селенгинскими бурятами о создании специальных войск для охраны границы. В том же году было создано Забайкальское казачье войско (четыре казачьих бурятских полка). Все казаки-буряты были прикреплены к определенным дацанам, где проводили свои молебны. Такое же отношение со стороны царского правительства было и к калмыкам-буддистам. Когда началась Отечественная война 1812 года, селенгинские казаки-буддисты тоже принимали в ней участие наряду с калмыцкими казаками. Россия имела надежную защиту своих южных границ калмыцкой конницей, в Восточной Сибири селенгинскими и забайкальскими казаками. Есть потомки этих казаков и среди цолгинцев. С 17 в. калмыки участвовали во всех войнах России. Под ружье ставилось от 3000 до 20000 калмыцких всадников на своих конях и в полном боевом снаряжении. Вот, как отзывался о них прусский король Фридрих Второй: ”Русская армия сильна наличием в ней калмыков, татар и казаков. Именно их и стоит опасаться больше всего”. Пётр Первый, восхищенный победой калмыцкой конницы над шведами, заменил в русской армии победный боевой клич “виват” на “ура” от калмыцкого “уралан” (монгольское «урагшаа»), что значит “вперед”. В 1814 году в Кяхте и в Монголии прошли торжества в честь победы русского оружия. На нем присутствовали представители хоринских и селенгинских бурят, сам бандидо-хамбо лама, другие высшие ламы и представители четырех казачьих полков. В 1810 году для поднятия авторитета религии императорским правительством был назначен бандидо-хамбо лама. Им стал Гаван Еши Жамсо. Во времена бандидо-хамба ламы Гавана Еши Жамсын было построено много дацанов. На западной стороне Байкала – Тункинский, Аларский, на левом – Баргузинский, Цэжинский. На Селенгинской земле – Гэгэтуйский, Иройский, Янгажинский, Кударинский. В Хоринских степях – Кудунский, Эгитуйский, Чесанский, Хохюртайский, Ацагатский, Цолгинский, Агинский.
Так царским правительством приветствовалось распространение буддизма взамен лояльного отношения со стороны местного населения, и для охраны границ.
Тугнуйская долина
Хори-буряты жили по долинам рек Уда, Хилок, Ингода, Курба и других землях, закрепленных за ними правительственной грамотой. Часть земель они уступили новым переселенцам. Земли Тугнуйской долины считались лучшими «породными землями» хори-бурят, с которыми они вошли в состав Российской империи. Петровский Указ 1703 года лишь подтверждал право хоринских бурят на эти земли. Представители 8 хоринских родов были расселены по территории долины.
В «Сокровенном сказании» монголов упоминается долина Бооро-хэрэ, где и произошла битва с меркитами. Легенда гласит: когда Чингисхан прибыл и разбил меркитов в Бооро-хэрэ, он поставил свое девятибунчужное знамя (по монгольски «туг», также и по бурятски), от этого и произошло название Тугнын тала (Тугнуйские степи). По преданию, когда Чингисхан нападал на Тохтоа-беки, его войска осуществляли водную переправу не только через Чикой (Сухэ), но через реку Хилок (Хилхо, Хелго). Первая битва с меркитами была у крепости на г.Шара-Тэбсэг, «Тугнуйские столбы». (недалеко от с.Балта).
Примечание. Название Цолга на карте Забайкальского края, времен царской власти, уже присутствует. Карту можно найти в Интернете. Топонимика названия такова: бурятское название Суулга, изначально было hуулга. Но так как в русском нет звука h, то слово превратилось в Суулга, а потом исказили до Цолга. Теперь кто не знает истинного бурятского названия, переводят его как Соолго, искаженное на этот раз с русского названия, т.е. «прорубь».
В такой исторической местности, овеянной легендами, был построен Цолгинский дацан.
История возникновения дацана
Указом Иркутского генерал-губернатора за N 626 от 12 марта 1773 г. построен в Тугнуйской долине в местности Галтай Хоринского ведомства Верхнеудинского округа на средства народа Тугно-Галтайский дацан. Его тибетское название "Даши Чойнхорлинг". Точной даты основания неизвестно. В 1805 г. были построены два сумэ: Аюши и Гунрик, а в 1831 г. - Хангал и Хурдэ. К приходу дацана относились первоначально 8 хори-бурятских родов.
В 1810-х годах главный тайша хори-бурят надворный советник Галсан Мардайн обратился к иркутскому губернатору Трескину с просьбой получить от него грамоту на должность бандидо-хамба ламы. Осенью 1811 года ламы всех селенгинских дацанов были приглашены на место впадения реки Тугнуй в реку Хилок (недалеко от с.Балты). На тщательно подготовленном хурале богачи с обоих берегов поссорились из-за кандидатуры хамбо-ламы. Вопрос не был разрешен.
Не все было в порядке в административном устройстве жизни народов Восточной Сибири. Император Александр Павлович был поставлен в известность об этом, и в 1819 году назначил действительного тайного советника графа Сперанского генерал-губернатором Сибири. Ему было поручено подвергнуть всеобщей ревизии все сферы жизни и деятельности, познакомиться с бытом и хозяйством края, определить благосостояние и уровень жизни, правовое положение, перспективу развития. В 1822 в Сибири появились губернии, области и округа. Появились степные думы. По новому уложению тайша стал депутатом, шуленга – головой, зайсан – старостой. Голова (гулва) становился выборным.
В 1830 году по приказу императора Николая Первого в Восточную Сибирь был отправлен барон Шиллинг. Он побывал в Кяхте, в Иркутске, изучал ламаистские законы и порядки. В результате проверки было установлено, что последователями ламаистской религии являются четыре селенгинских полка казачьих войск, хоринские и агинские жители, 16 родов хамниган, жители Баргузина, Тунки, Алари. Одним из последствий этой поездки стало обоснование строительства Цолгинского дацана. Начиная с 1773 года по 1830 год сменилось несколько правителей России, была война 1912 года, дипломатические «войны» с Китаем, но несмотря на это царское правительство думало об обустройстве своих окраин, приближало своих поданных к себе. Вот и подумайте, перенесите все это на современную политическую почву.
С возникновением двух дацанов: Хохюртайского и Цолгинского в 1830 году, на территории прихода остались 5 родов. Последний построен на основании общественного приговора на добровольные пожертвования народа. По отчету 1842 г.Цолгинском дацане числилось 32 ученых ламы. По отчету 1873 года было 2 сумэ.
Примечание. Вероятно, Цолгинский дацан обслуживал два рода хоринских бурят: батанай и харгана. Недаром Советы впоследствии образовали здесь Батанай-Харганатский хошун. При становлении Советской власти был образован Хоринский аймак, который отличался необычной разбросанностью и территории и населения. С запада на восток он простирался от Верхнеудинска до Читы, с севера на юг - от Витима до Монголии. Аймак делился на 6 хошунов: Кондинский, Эгитуевский, Челотаевский, Кижингинский, Батанай-Харганатский (это современные поселения вокруг Цолги) и Гочитский. Хошуны в свою очередь распадались на сомоны: Кондинский- 11 сомонов, Эгитуевский- 12, Челотаевский- 16, Кижингинский- 14, Батанай-Харганатский- 7, Гочитский- 5.
Вот в такое время с полным размахом шло становление буддизма как одной из государственных религии Российской империи.
Центр просвещения и образования
С Цолгой связана биография замечательного просветителя Ринчина Номтоева, ширетуя с 1857 по 1865 годы. Он же был и первым учителем Цолгинского бурятского приходского училища, открытого при дацане в 1859 году, ныне Цолгинская средняя школа. Ринчина Номтоева по праву можно считать автором перовго бурятского словаря, напечатанного в Казани. В XVIII-XIX вв. приглашение большого числа тибетских учителей и обучение бурят-монголов в тибетских религиозных школах привело к широкому использованию тибетского письма, которое превратилось в язык высокой учености. Также не забывали и старомонгольском письме, как о средстве письменного общения среди населения. Такое мощное влияние буддийской культуры не могло пройти бесследно для жителей долины.
Примечание. Цолгинский дацан, вернее руины – яркий пример вандализма большевиков и «Союза воинствующих безбожников» (была такая организация) в 30- годах, находится в подножье хребта Цагаан-Дабан в Мухоршибирском районе РБ, Координаты 51°06′00″ северной широты 10°71′20″ восточной долготы. О былом существовании дацана лишь свидетельствует полуостатки двух каменных белых стен и построенный субурган на территории бывшего дацана. Тишина и безмолвие ковыльной степи скрывают тайны прошедших времен.
Бальжинима Ендонов - читатель "Информ Поиса", г. Мирный, Республика Саха. Выпускник Цолгинской средней школы 1977 года
Несколько документов из собрания Национального архива Республики Бурятия
ПРЕДПИСАНИЕ ВОЕННОГО ГУБЕРНАТОРА ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ВЕРХНЕУДИНСКОМУ УЕЗДНОМУ НАЧАЛЬНИКУ ОБ ИМПЕРАТОРСКОМ ДАРЕ ЦОЛГИНСКОМУ ДАЦАНУ
11 декабря 1907 г.
Для выстроенного в ознаменование дня рождения наследника цесаревича и Великого князя Алексея Николаевича при Цолгинском дацане на средства инородца-бурята Дабданова здания молитвенного сумэ-читальни Его величеству Государю императору благоугодно было всемилостивейше пожаловать портреты лично Его величества, Государынь императриц, а также наследника цесаревича и Великого князя Алексея Николаевича в рамах.
Сообщая об этом и препровождая вместе с сим в особой посылке портреты их Величеств и его Высочества, предписываю портреты немедленно поставить в указанную сумэ-читальню и об исполнении мне донести.
На документе имеется запись: "Подлинное предписание отослано ширетую Цолгинского дацана Цоктоеву для хранения при делах
2 марта 1908 г. № 164."
Подлинное подписал военный губернатор,
генерал-лейтенант Эбелов
Скрепил управляющий отделением В.Юринский
ПИСЬМО УПРАВЛЯЮЩЕГО I-ЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО ПРАВЛЕНИЯ МВД ВЕРНЕУДИНСКОМУ УЕЗДНОМУ НАЧАЛЬНИКУ ОБ ОТПРАВКЕ ПОРТРЕТОВ ИМПЕРАТОРСКОЙ СЕМЬИ В ДАР ЦОЛГИНСКОМУ ДАЦАНУ
15 февраля 1908 г.
При отношении экзекутора и казначея Забайкальского областного правления Пушкина от 7 февраля с.г. за № 194 отосланы Вам по железной дороге, малой скоростью, всемилостивейше пожалованные Его величеством Государем императором, для выстроенного в ознаменование дня рождения наследника цесаревича и Великого князя Алексея Николаевича при Цолгинском дацане на средства инородца бурята Дабданова здания молитвенного сумэ-читальни, портреты Государя императора, Государыни императрицы, а также наследника цесаревича и Великого князя Алексея Николаевича в рамах.На пересылку портретов произведен названным казначеем расход из канцелярских сумм Забайкальского областного правления в сумме 1 руб. 90 коп.
Вследствие сего I-е отделение областного правления просит Ваше высокоблагородие взыскать с Цолгинского дацана полностью 1 руб. 90 коп., каковые прислать в отделение.
На документе имеется приписка: "Справка: уплачено из канцелярских сумм полиции по накладной железной дороги 1 руб. 57 коп. и за доставку с вокзала до полиции 1 руб., и всего 2 руб. 57 коп. Верно: секретарь подпись".
Управляющий отделением
Столоначальник К.Петров
ИЗ ПРОТОКОЛА № 23 ЗАСЕДАНИЯ БУРЯТ-МОНГОЛЬСКОГО ОБКОМА РКП(б) ОБ ИЗЪЯТИИ ДРАГОЦЕННОСТЕЙ У БУДДИЙСКИХ МОНАСТЫРЕЙ (ДАЦАНОВ)
3 марта 1922 г.
Присутствуют: с правом решающего голоса члены обкома – Ербанов, с правом совещательного голоса – Балдаев, Лосов, Рубанович, Данчинов.
Протокол вел Балданов.
Слушали:
Об изъятии драгоценностей у буддийских монастырей (дацанов), согласно декрета ВЦИК от 23 февраля 1922 г.
Постановили:
1. Признать приемлемым изъятие драгоценностей у буддийских монастырей (дацанов).
2. Запросить Сиббюро ЦК РКП о распространении действий декрета ВЦИК на буддийские монастыри (дацаны), имеющиеся в Буравтообласти.
3. Впредь, до утверждения Сиббюро ЦК РКП, от проведения в жизнь декрета воздержаться <...>
За секретаря Бурят-Монгольского
обкома РКП(б) М.Ербанов
СВЕДЕНИЯ О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩЕСТВАХ И ВЕРУЮЩИХ ВЕРХНЕУДИНСКОГО УЕЗДА
27 апреля 1926 (выписка)
БАТАНАЙ-ХАРГАНАТСКИЙ ХОШУН
135 Буддийского Дацан 1, дуган 1, сумы 2 Цолгинский В Цолге 1524 Ламой ширетуем Зарегистр. б. Хоринским аймревкомом в 1923 г.
136 То же Дацан 1, дуган 1, сума 1 Тугно-Галтайский ул. Галтай 3921
Врид. председателя
Уисполкома А.Казак
За секретаря исполкома Сажин
ЗАЯВЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ТИБЕТА В СССР АГВАНА ДОРЖИЕВА ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ЦИК СССР М.И.КАЛИНИНУ О СОХРАНЕНИИ ЛИТЕРАТУРНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, ИЗЪЯТЫХ ПРИ ЗАКРЫТИИ ДАЦАНОВ
Ст. Лахта, пос. Ольгино, Конно-Лахтинский проспект, 7 20 мая 1934 г.
Всеобщий подъем научно-исследовательской деятельности, проявляемой научными учреждениями СССР в настоящее время, дает себя знать и в области, к которой я имею непосредственное отношение, а именно: к огромной философской, медицинской и исторической литературе, выросшей на почве Индии, Тибета и Монголии.
В буддийских дацанах имеется совершенно исключительное богатство указанной литературы: ценнейшие тексты, вывезенные из Центрального Тибета, из Амдо (Северо-восточный Тибет), из Монголии и других мест.
Имеются редчайшие рукописи и ксилографические издания как, например: Данжур (полное собрание буддийской научно-философской литературы в 225 томах) Дергесского издания (означенного издания нет в собраниях Академии наук СССР), рукописные тексты, написанные тушью драгоценного состава и т.п.
Таких книг насчитываются тысячи и притом самого различного содержания. Вполне понятно поэтому, что все эти тексты представляют собою совершенно исключительную, неисчерпаемую сокровищницу для научных исследований.
Между тем, в некоторых местах во время закрытия дацанов и конфискации имущества отдельных лам, у которых также бывают значительные собрания ценных текстов, местными властями допускается варварское уничтожение этих единственных в своем роде литературных памятников, которые без разбора сжигаются, бросаются в воду, употребляются в качестве папиросной бумаги и т.п. Такие факты имели место в дацанах Аларском, Цолгинском (Мухоршибирского района), Цугольском, Гунейском, Хужертаевском и Тарбагатайском (Агинского района). Это вопиющее уничтожение культурных ценностей как будто совершенно игнорируется местными властями, которые видят во всех этих памятниках лишь "классово-враждебную литературу", совершенно не считаясь с тем, что гибнут исключительные исторические памятники, привлекающие внимание крупнейших ученых и являющихся для них материалом первостепенной важности и ценности.
Позволяю себе обратить Ваше внимание на указанные факты, больно затрагивающие всякого, кому дороги интересы науки и просить Вас дать решительное распоряжение местным органам, чтобы при всех случаях закрытия дацанов и т.п. книжные богатства были бы охранены от расхищения и уничтожения и могли бы поступить в распоряжение Академии наук СССР.
Равным образом считаю необходимым заметить, что к литературным ценностям дацанов Бурят-Монголии принадлежат также и типографские доски для печатания ксилографических изданий. В некоторых местах допущено сожжение таких досок и против этого, как мне кажется, также следует принять решительные меры, как против актов неслыханного вандализма. Позволяю себе присовокупить, что все эти литературные ценности имеют большое значение для нас, представителей Тибетского государства, которые не могут относиться равнодушно к их гибели вследствие невежества местных властей.
Наряду с уничтожением литературных памятников наблюдается также и уничтожение ценных медикаментов индийского, тибетского и монгольского происхождения при изъятии их у арестуемых ссылаемых лам-медиков. Эти медикаменты, получающие теперь общемедицинское значение в связи с исследованием этой области Институтом Экспериментальной Медицины, недопустимым образом сжигаются, бросаются в ямы для нечистот и т.д. И в данном вопросе совершенно необходимо принятие решительных мер к сохранению редкого и ценного материала.
Заканчиваю настоящее обращение выражением надежды, что Советское Правительство не останется безучастным к судьбе редчайших культурных и литературных ценностей музейного значения в общесоюзном масштабе, и примет все зависящие меры к их сохранению.
Полномочный представитель Тибета в СССР
хамбо Агван Доржиев
ИЗ ИНФОРМАЦИИ АНТИРЕЛИГИОЗНОГО МУЗЕЯ В ЦИК БМАССР
О БУДДИЙСКО-ЛАМАИСТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ, НАХОДЯЩЕЙСЯ В ДАЦАНАХ БМАССР
Не позднее 20 января 1935 г.
<…>
В 1930 г. при Хоринском районном отделении милиции сосредоточилось большое количество книг из Агинского дацана, из библиотеки знаменитого Сандама Цыдыпова и т.д. Все это было по распоряжению начальника отделения сожжено. При закрытии Цолгинского дацана Мухор-Шибирского аймака в начале 1934 г. со всех томов Ганжура и Данжура были сняты обертки, а сами книги выброшены на улицу и уничтожены. При закрытии трех приононских дацанов Агинского аймака весной 1934 г. вся находившаяся в них литература была сожжена.
Примечание. Выписки из «Из истории религиозных конфессий Бурятии. XX век" Сборник документов НАРБ в электронном варианте
Вот краткие записки о Цолгинском дацане. А сколько еще таких дацанов,,,,
Смотри справку из книги RobertArturRupen. Mongols of the 20th century. I-II volumes. Bloomington. 1963. – РобертАртурРупен. Монголы 20-говека.
1. Иркутская губерния. Племя булагатов, первоначально (XVII в. и раньше) проживало в основном в Кудинской степи; племя эхиритов – вокруг и южнее Верхоленска.
1.1.Тунка – 14 родов, живущих вдоль долин юго-байкальских гор и верхних пределов реки и ее притоков.
1.2.Китой – 3 рода, живущих вдоль среднего течения реки и ее притоков.
1.3.Куда – 16 родов,живущих вдоль реки Куды и ее притоков у озера Байкал.
1.4.Капсал – 4 рода в верховьях реки Куды.
1.5.Аларь – 11 родов в ареале нижнего течения рек Белая и Иркут, южнее Сибирского тракта.
1.6.Балаган – 24 рода по обоим берегам реки Ангары.
1.7.Ида – 29 родов вдоль реки Ида и на правом берегу в верховьях реки Ангары.
1.8.Верхняя Лена – 7 родов вдоль реки Куленга и Манзурка до озера Байкал.
1.9.Байкал – 7 родов вдоль берегов реки Лена и в районе нижнего течения рек Куленга и Манзурка.
1.10 Ольхон – 9 родов на острове Ольхон (на озере Байкал) и близ берега озера Байкал.
1.11 Два небольших объединения бурят в Нижнеудинском округе.
2. Забайкальская область.
2.1.Баргузин – пять родов, живущих по реке Баргузин , первоначально они жили на западе от озера и на острове Ольхоне, и пришли в район Баргузина около 1740 г.
2.2. Кудара – 4 рода на берегу озера и нижнего течения Селенги.
2.3. Селенга – 18 родов в долинах рек Селенга. Чикой, Джида и Темник, включая 10 родов внешнемонгольского происхождения. Родовая структура этого ареала была искажена казацкой организацией.
2.4. Хори – 11 родов по рекам Уда и Хилок. Агинская степная дума включала отдельные и географически неопределенные группы хори.