Так считает Тимур Цыбиков, которого на прошлой неделе официально утвердили в должности исполняющего обязанности министра культуры Бурятии. Он рассказал в интервью «Информ Полису» о проблемах отрасли и путях развития культуры республики
КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ
- Тимур Гомбожапович, вы работаете в министерстве всего полгода, руководили им летом, когда работало молодежное правительство. С какими проблемами пришлось столкнуться в первую очередь?
- Самая главная проблема - кадры. Они не всегда и во всем профессиональны.
- Кадры в самом министерстве или в учреждениях культуры?
- И в министерстве, и в наших учреждениях. У нас огромный дефицит звукорежиссеров, художников по свету, гримеров. Их просто в Бурятии не готовят! Есть и другая проблема: наши учреждения образования, например, училище культуры и искусств, музыкальный колледж и будущие работодатели – театры, просто не замечают друг друга, не работают с будущими выпускниками. Мы должны их сводить, чтобы выпускники находили работу здесь, в республике.
В культуру приходят люди талантливые, которые без творчества жить не могут. Мы сейчас выезжаем на энтузиастах, на людях, которые любят свою профессию. Нужно финансировать подготовку профессиональных кадров и обеспечивать жильем приезжающих специалистов. Когда мы говорим о возвратной миграции, четко видим, что многие профессионалы не возвращаются в Бурятию, потому что не могут решить жилищную проблему. В Москве они тоже не могут ее решить, но там заработок позволяет себя достойно чувствовать даже в съемной квартире.
- А можно подробнее про кадровые проблемы Минкульта?
- Не все специалисты министерства – профессионалы высокого уровня. Есть люди, которые просто занимают свои должности и не работают так, как полагается. Мало людей в министерстве, которые могут заниматься именно осуществлением государственной политики в области культуры. Есть просто статисты.
Специалисты министерства по долгу службы общаются с руководителями учреждений культуры. Поэтому чиновники по масштабу своей личности должны быть сопоставимы с деятелями культуры. Иначе нельзя. Руководитель учреждения культуры, приходя в министерство, должен разговаривать с профессионалом. Или с человеком, с которым творец может говорить на одном языке и на одном уровне, которому можно профессионально доказать необходимость каких-то изменений в области культуры. В министерстве таких людей пока единицы. Нужно, чтобы к нам пришли работать грамотные люди, которые имели бы комплексное представление и видение существующих проблем, а также пути их решения.
- Это должны быть деятели культуры или управленцы?
- И те, и другие. Но они должны приходить в министерство на реальной конкурсной основе.
- А сколько человек сейчас работает у вас?
- Министерство довольно маленькое: у нас работают 27 сотрудников. Структуру министерства мы уже начали совершенствовать. Минкульт в последнее время больше занимался своими подведомственными учреждениями, а не формированием государственной политики в области культуры. Тут есть вопрос и с финансами. Реальных денежных рычагов влияния на культуру в районах Бурятии у нас нет. Министерство оказывает только методическую помощь. По закону органы местного самоуправления сами принимают решение, будет или не будет работать у них в конкретном поселении библиотека, клуб или дом культуры.
ОБЕСПЕЧИТЬ ДОСТУП ЛЮДЕЙ К КУЛЬТУРЕ
- А в чем заключается государственная политика в области культуры?
- Главная ее цель - обеспечить равноценный доступ для граждан к культурным благам. Мы сколько угодно можем говорить о том, что у нас есть замечательные театры, но мы должны сделать так, чтобы все люди, живущие в республике, могли прийти и увидеть эти постановки. И мы обязаны гарантировать зрителю, что он посмотрит спектакли очень высокого уровня.
Вторая цель - стратегическая. Мы обязаны обеспечить право на участие людей в культурной жизни. Люди должны иметь возможность, например, научиться играть на музыкальных инструментах, прийти в клуб и попеть, потанцевать. Массовые мероприятия мы тоже проводим в городах и районах для людей, чтобы простые жители Бурятии имели свободу творчества.
Культура - это ведь еще музеи и библиотеки. Они являются хранилищами культурных ценностей и обеспечивают сохранение самой культуры. На это тоже нацелена госполитика.
- Можно обозначить какие-то направления, где культура Бурятии может совершить прорыв уже в ближайшее время?
- Библиотеки, например, не должны быть статичными учреждениями. Надо уходить от той системы, когда в деревне сидит бабушка-библиотекарь и просто выдает книжки. Библиотеки в Бурятии должны становиться полноценными информационными центрами. Да, муниципалитетам очень сложно, у них не очень много на это денег. Но они должны внедрять в библиотеках информационные технологии и обеспечивать доступ в Интернет и к базам данных, например, к сборникам законов. Читатель должен приходить в библиотеку и знакомиться с нужными ему законами и нормативно-правовыми актами, узнавать о своих правах. В деревне больше некуда идти за этой информацией.
- Национальная библиотека, которая сильно модернизировалась в последние годы, готова помочь маленьким библиотекам в этом?
- Да, она уже оказывает им полную методическую помощь. Например, объясняет, как работают новые технологии, какую современную литературу закупать.
- Сложно работать с районными властями, которые теперь отвечают за учреждения культуры?
- Взаимопонимание у нас есть, но, возможно, руки у них не доходят до культуры. Они ставят акценты на других объектах. Советский принцип остаточного финансирования культуры до сих пор работает на местах. Понятно, что если главы района или органов местного самоуправления ограничены в средствах, то в первую очередь они займутся школами, а не библиотеками. Учить детей тоже их обязанность.
РЕФОРМА НЕИЗБЕЖНА
- Вы делали анализ опыта проведения реформ в отрасли культуры в других регионах?
- Везде пытаются приспособить сферу культуры к рыночным условиям. Есть хороший опыт Якутии, где в культуру на протяжении длительного времени вкладывали огромные деньги. Но у них были такие возможности! Музыкальный театр в Якутии превратили в театр оперы и балета. И он уже в этом году номинирован на премию «Золотая маска». Они сделали огромные вложения в людей. Помимо подготовки своих кадров в лучших училищах, они пригласили артистов, режиссеров, постановщиков.
- Реформа в культуре уже идет. Бюджетные организации переводятся в разряд автономных. В чем суть таких изменений и что они дают?
- Мы считаем, что переход учреждений культуры из бюджетных в статус автономных дает им свободу. Это позволит расширить перечень предоставляемых услуг. Мы ломаем привычку руководителей сидеть на бюджетном финансировании и ничего не делать.
Государство создает наблюдательный совет, выступает учредителем, назначает руководителей автономной организации. Мы выдаем государственное задание. Допустим, театрам говорим, что за сезон вы за те деньги, которые мы вам выделяем, обязаны показать столько-то спектаклей и создать столько-то новых постановок. Библиотекам, например, даем задание обслужить столько-то читателей, провести определенное количество просветительских или научных мероприятий. За рамками государственного задания они могут делать все, что предусмотрено уставными целями учреждения, и привлекать дополнительные средства. Театр может организовывать выезды со своими спектаклями, проводить корпоративные мероприятия по заказам.
- Как финансируется государственное задание?
- Мы даем на его выполнение субсидии. Значит, глава учреждения вместе с коллективом может решать, а нужно ли ему для реализации этого задания такое количество сотрудников. Там тоже много лишних людей, которые просто занимают ставки и получают копейки. Это не дает повышать зарплату ценным сотрудникам.
В 2009 году финансирование учреждений культуры останется на том же уровне, что и в этом году. Но главное, что мы меняем саму логику финансирования. Бюджет всей отрасли тоже не меняется. Он составит 456 млн. рублей. Это очень небольшая сумма на 25 республиканских учреждений культуры. Но, надо понимать, что мы еще ведем две большие стройки – реконструкцию театра оперы и балета и возведение нового здания театра Русской драмы. Так что консолидированный бюджет у нас более миллиарда.
Три республиканских учреждения уже в 2008 году поменяли статус. В 2009 году перейдут в статус автономных учреждений Бурятское училище культуры и искусств, Бурдрама, учебно-методический центр Минкульта, филармония и Музей природы.
- Госзаказ предполагает, что будет сохранен репертуарный театр?
-Да, конечно.
- А зачем он нужен, если зрители не ходят на эти постановки и театры просто не окупаются? Собственные доходы составляют 10 процентов от их бюджета, залы полупустые…
- Репертуарный театр - это традиция. Русская театральная школа работает именно по такому принципу. Мы никогда не сделаем в республике бродвейских театров, которым нужен большой поток зрителей. Там спектакль идет, пока на него идет зритель. Наша же задача обеспечить доступ к постановкам. Человек должен знать, что он в любой момент придет в Русский драмтеатр и посмотрит классическую постановку, в Бурятском театре драмы ему предложат пьесу местных драматургов, в театре оперы и балета тоже можно посмотреть классику.
- Что Минкульт сможет предложить туристам, тысячи которых, как ожидается, будут приезжать в Бурятию после создания туристской зоны на Байкале?
- В рамках развития туризма в Бурятии мы уже сделали три проекта. Фестиваль современной песни «Золотой голос Байкал», международный фестиваль танца «Цветок Байкала» и фестиваль «Ночь ехора». Мы планируем сделать их регулярными. Они должны стать событийными и привлекательными для туристов, для приезжих, показывать им что-то феерическое.
Очень большой вопрос к нашим рекламистам, людям, которые занимаются привлечением зрителей. Мы тут до сих пор работаем по старинке. Это надо менять. Раньше туристов водили в театры, музеи. Я говорю руководителям учреждений культуры: «Что вы сделали, чтобы туристы, гуляющие по центру города, пришли к вам?». Они должны понять, что нужно ставить такие спектакли и проводить выставки, которые привлекут зрителя. Конечно, не надо устраивать балаган и показывать непристойности, но можно создавать продукт, который будет востребован.
- А Минкульт будет заниматься повышением общего уровня культуры в Бурятии?
- Да, в этом нам нужна культурная революция. Мы выходим на улицу и видим, что многие люди ведут себя бескультурно. Задача образования и учреждений культуры прививать детям интерес к культуре, показывать, что такое хорошо и что такое плохо. Это и есть воспитание. Приобщение к прекрасному – это один из элементов воспитательного процесса. Посещая музей, театр, библиотеку, ребенок социализируется и становится достойным членом общества. Человек, который часто ходит в театр, как правило, бросает бумажку в урну, а не на асфальт. Приобщение к культуре в любом случае дает свои положительные результаты.
- Один из путей финансирования культуры – частно-государственное партнерство, меценатство. Как у нас с этим обстоят дела?
- Спектакль Бурдрамы «Максар» - это пример частно-государственного партнерства. Но тут многое зависит от самих меценатов. Если человек любит и понимает, например, театр, то он будет давать на него деньги на взаимовыгодных для его бизнеса условиях. А у нас, как правило, бизнесмены и чиновники очень редко приходят в театр для души.
Культура не должна ходить с протянутой рукой и просить деньги. Тогда у бизнесмена создается впечатление, что его средства уйдут в черную дыру. Предпринимателю нужно предлагать четко продуманный культурный продукт с конкретной программой его раскрутки. Сейчас же наши учреждения просят деньги на спектакли, но не отвечают на самые главные вопросы: «Кому нужен этот спектакль?", "Для чего он нужен?", "Кто его посмотрит?».
Когда мы говорим о стратегической безопасности страны, мы тоже не должны забывать о культуре. Чтобы ограничить влияние того же Запада, мы должны показывать и воспитывать людей с детства на своих культурных традициях.
- Насколько вообще велик творческий потенциал наших культурных деятелей? Достойны ли они господдержки?
- Я не критик, не искусствовед, поэтому мне сложно отвечать на этот вопрос. Это дело, в том числе и личного вкуса, каждого. Творческий потенциал, как мне видится, в Бурятии огромен. Об этом говорят и результаты этого года. Например, «Золотая маска-2008», которую получил театр кукол «Ульгэр», и пять номинаций спектакля Бурдрамы на «Золотую маску-2009». Сами по себе деятели культуры разрознены, не все друг с другом общаются, у каждого есть своя точка зрения. Минкульт должен уважать их, относиться ко всем с большим вниманием и помогать им осуществлять творческие замыслы.
- А будете ли вы поддерживать современное искусство?
- Сейчас целенаправленной поддержки таким направлениям республика не оказывает. Но нет ничего невозможного. Если у кого-то есть новые идеи, то приходите, пожалуйста, в наши учреждения, в само министерство, предлагайте проекты.
Фото Марка Агнора
Общество
6287
"Нам нужна культурная революция"
Так считает Тимур Цыбиков, которого на прошлой неделе официально утвердили в должности исполняющего обязанности министра культуры Бурятии. Он рассказал в интервью «Информ Полису» о проблемах отрасли и путях развития культуры республикиИнтервью - полная версия