Так прокомментировал конфликт вокруг дома ветеранов на Ермаковской юрист Билигто Дугаров
Сегодня большинство из 96-ти квартир в доме ветеранов, ставшем обычным муниципальным домом, уже передано в собственность ветеранам, их детям или внукам
После того, как Вячеслав Наговицын в конце 2007 года принял решение снять с дома статус специализированного, дом на Ермаковской был передан в собственность мэрии, а с арендаторами квартир были перезаключены договоры социального найма, дающие ветеранам возможность прописать у себя родственников и приватизировать свою жилплощадь. Большинство ветеранов так и сделало.
"Спорные" квартиры
Однако до последнего времени в доме оставалось восемь «спорных» квартир. Мэрия Улан-Удэ в лице администрации Советского района подала иск о выселении и чуть было не выгнала из своей квартиры даже 85-летнего участника войны и инвалида 1-й группы Доржи Жадамбаева.
Он в свое время послушал совета бывших руководителей бывшего Министерства труда и социального развития Бурятии, которые тогда убеждали ветеранов, что те все равно никогда не получат в собственность свои квартиры в этом доме. У Жадамбаева первого из ветеранов не выдержали нервы, и он, как ему и советовали чиновники, получил от министерства жилищную субсидию шестьсот с лишним тысяч рублей. В обмен он должен был освободить свою двухкомнатную квартиру в доме на Ермаковской. Этого от него и потребовала администрация Советского района.
Сам ветеран был готов вернуть государству эту несчастную субсидию, но Министерство социальной защиты населения Бурятии отказалось ее принять. Якобы потому, что «не существует законного механизма возвращения жилищных субсидий». После этого на эти деньги стала претендовать мэрия Улан-Удэ. Более того, в администрации Советского района пробовали даже заставить ветерана отдать им однокомнатную квартиру на окраине города, которую купили дети Жадамбаева, добавив к его 600 тысячам субсидии свои 500 тысяч кредитных рублей.
В конце концов после всех скандалов чиновники уступили. Жадамбаев заключил с администрацией Советского района мировое соглашение - вернул ей 600 тысяч рублей, а мэрия заключила с ним договор социального найма квартиры. К тому времени из восьми «спорных» квартир в доме осталось шесть.
«Культурное наследие» народа
В числе шести исков один к Туяне Эрдынеевой, внучке знаменитого слепого улигершина, знатока легенд, преданий и родословных бурят Рыгзена Эрдынеева. В следующем 2009 году заслуженному работнику культуры Бурятии, ветерану тыла исполнилось бы ровно сто лет. До этого возраста он не дожил четыре года, оставив своим детям и внукам нерешенную жилищную проблему.
— Администрация Советского района подала иск о выселении меня вместе с моими детьми из квартиры дедушки, — рассказывает Туяна Эрдынеева после заседания Советского районного суда под председательством Туяны Цыбикдоржиевой. — Я с 1998 года находилась рядом с ним. Мне сегодня говорят, что я там не проживала и не имею права на эту квартиру. Уже несколько свидетелей дали в суде показания в мою пользу, но суд все время откладывают по просьбе противной стороны. А мне их юристы предлагают встретиться с мэром и заключить мировое соглашение о том, чтобы мне вместо двухкомнатной квартиры дедушки дали однокомнатную квартиру в этом же доме.
По словам адвоката ветеранов и их детей Биликто Дугарова, судебный процесс по иску против Туяны Эрдынеевой проходит с нарушениями процессуальных норм. Юристы администрации Советского района просто не приходят в суд, посылая ходатайства об отложении рассмотрения дела.. Судья каждый раз удовлетворяет эти ходатайства. Следующее заседание 11 января 2009 года.
Депутаты поддерживают президента
11 декабря состоялась встреча всех заинтересованных сторон конфликта вокруг дома на Ермаковской с участием представителей всех депутатских фракций Народного Хурала.
— Вчера я была у президента республики, мы опять обсуждали эту проблему, — сообщила министр соцзащиты Наталья Хамаганова. — Я еще раз подтверждаю позицию президента, который сказал, что все судебные разбирательства нужно прекратить!
Все присутствующие депутаты президента поддержали.
— Можно обсуждать эту проблему и судиться до бесконечности, — высказался депутат Андреян Зыбынов (фракция «Единая Россия»), два года назад безрезультатно хлопотавший за ветеранов перед тогдашним президентом Бурятии Леонидом Потаповым. — Я думаю, что администрация города займет в этом вопросе правильную позицию. Надо эту проблему закрывать!
Вячеслав Мархаев (фракция КПРФ) отметил:
— Президент высказал свою позицию, но никаких документов, на которые можно было бы опереться для принятия юридических решений, не подписал. Такое положение будет продолжаться при подобном отношении наших руководителей. Они должны четко выражать свое отношение по таким сложным вопросам.
Что скажет мэр Улан-Удэ?
От мэрии никто из людей, принимающих решения (мэр, глава Советского района или их заместители), на встречу не пришел. Отвечали за позицию муниципальных чиновников исполнители — юристы, ведущие судебные процессы против детей ветеранов. Сегодня три из четырех решений Советского районного суда по «старым» искам еще Министерства труда и социального развития Бурятии о выселении детей из квартир родителей отменены вышестоящими судами — Верховными судами России и Бурятии. Единственная проблема осталась в отношении Ларисы Галановой, дочери умершего в 2005 году Добшона Гармаева. Решение Верховного суда России не в ее пользу. Пока дело обжалуется в кассационной инстанции суда, судебный маховик против Галановой закрутился по второму кругу. Новый собственник дома вновь подал на нее в суд.
— Если суд решит, что у них (детей ветеранов. — Авт.) есть законное основание на проживание в этих квартирах, то так тому и быть, — сказала начальник правового управления мэрии Дарима Дондукова. А до вынесения решения суда мы предлагаем некоторым из них мирный вариант урегулирования. Мировое соглашение — это соглашение о взаимных уступках. Если мы идем на уступки, то и вы будьте добры тоже идти на уступки!
Сегодня муниципальные юристы уверены в своей правоте и действуют решительно. На вопрос о том, что они будут делать, если завтра мэр Улан-Удэ скажет им прекратить все судебные разбирательства, Людмила Селютина, заведующая правовым отделом администрации Советского района ответила категорично.
— Геннадий Архипович никогда такого не скажет! — выразила волю мэра юрист районной администрации. — Этот дом муниципальный, такой же, как сотни других домов, откуда мы сегодня тоже выселяем людей. Мы будем продолжать судиться дальше. Пока нам не дано никаких письменных указаний отозвать свои иски!
Сам Геннадий Айдаев пока не высказывался по этому поводу, предоставив эту честь своим подчиненным. И как считает пришедший на встречу настоятель Иволгинского дацана лама Дагба Очиров, зря.
— Напряжение вокруг дома на Ермаковского больше всего выгодно противникам мэра и не выгодно самому мэру, — сказал Дагба-лама. — Я думаю, что его же работники ставят мэра в самое невыгодное положение.
На фото автора: Внучке улигершина Туяне администрация Советского района грозит выселением
Общество
2974
"Мэрия объявила войну детям ветеранов"
Так прокомментировал конфликт вокруг дома ветеранов на Ермаковской юрист Билигто Дугаров