Перспективному предложению уехать в Москву после выхода на заслуженный отдых подполковник ФСБ предпочел возвращение домой
— Жизнь на гражданке оказалась намного сложнее, чем на войне. Там все без фальши, а люди настоящие, искренние, — говорит Анатолий Ветошников, подполковник ФСБ в запасе.
Он — квалифицированный военный летчик-снайпер, ветеран Управления ФСБ России по Бурятии. Ветошников служил в засекреченных авиазвеньях спецслужб. В их задачу входила доставка секретных донесений, дипломатической и специальной почты в районы чекистских и войсковых операций, а также полеты в горячие точки.
На его счету более пятисот боевых вылетов, нелегкая служба на границах страны, опасные разведывательные операции в Афганистане. Облетав всю страну, он поразительно предан «своей Бурятии», родному селу Нижний Маргинтуй в Бичурском районе. Радужным перспективам уехать в Москву после выхода на заслуженный отдых он предпочел возвращение домой.
«Неуды» исправил на «четыре»
Сызранское летное училище 23-летний Анатолий взял измором. Для поступающих было ограничение, только до 21,5 лет. Под натиском настырного юноши приемная комиссия сдалась. Переросток сразу завоевал уважение преподавателей и студентов. За спокойствие и основательность не по годам ему дали прозвище «Старик».
Был в его курсантской жизни забавный случай. Как-то его прикрепили к приемной комиссии уносить-приносить ведомости. В то время больше всего поступающих было из центральных регионов России, а вот сибиряков мало, да и те кандидаты на вылет. Почему-то отметки им проставили карандашом. Ветошников не растерялся и аккуратно исправил землякам оценки.
— Жалко было ребят, там они казались такими родными, — со смехом вспоминает Анатолий Александрович.
Ребята не подвели. Они стали признанными офицерами российской авиации.
А сам Ветошников уже через три года после окончания училища командовал МИ-4. А еще через два стал командиром звена. Однако карьерный рост для него никогда не стоял на первом месте.
— Мне подавай небо и самолет, а больше ничего не надо было, — рассказывает Ветошников.
О командировке в Афганистан долгих пять лет он вспоминает без надрыва. Наоборот, рассказывает анекдотичные случаи.
— Во время операции у Нанабада в иллюминатор одного вертолета залетела шальная пуля, которая зацепила стопку нижнего белья и оставила на всех наших исподниках неизгладимый след, — со смехом рассказывает Ветошников.
Он не раз отказывался от руководящих должностей аж с полковничьими звездами. И признается, что никогда не боялся выйти за рамки должностных инструкций, если от этого зависела жизнь людей.
— Бывало, что брал на себя чужую вину, — спокойно говорит он.
Двое воспитанников Ветошникова получили Звезды Героя, а на погоны пятерых «упали» генеральские звезды.
Вместо Сочи и Одессы — Нижний Маргинтуй
В отпуск модным курортам он предпочитал свою малую родину. На популярных тогда черноморских здравницах он выдерживал от силы дня три и уезжал.
— Он категорично говорил: все, едем в Нижний Маргинтуй, — со смехом рассказывает Любовь Ветошникова.
Молодая жена полюбила его малую родину.
— Собирала ягоды, даже ходила на охоту и научилась рыбачить, — говорит она.
Преданная супруга чекиста разделила с ним все тяготы военной службы. Она с ним рядом с военного училища. Любовь Исаковна так и говорит: «Куда ж я без него? Куда иголочка, туда и ниточка».
Они и впрямь дополняют друг друга: он спокойный, а она всегда с нежной улыбкой и женской разговорчивостью. И хотя он не говорит красивых слов в адрес своей любимой жены, она счастлива и всегда в нем уверена.
— Он с молодости такой основательный. Меня все спрашивали: откуда он у вас? А я говорю: из Нижнего Маргинтуя, из Бурятии, — говорит Любовь Исаковна.
Сейчас Ветошниковы рядом с младшим сыном. Старший сын пошел по стопам отца — он тоже военный летчик, даже окончил то же училище с отличием. У них нет шикарной мебели, дорогой посуды, в квартире все просто и без изысков.
— Мы никогда не были барахольщиками, брали с собой только книги, — говорит Любовь Исаковна.
Но их уютный дом всегда полон друзей и родных.
«Я всегда мечтал об авиации и рад, что моя мечта сбылась», — говорит Анатолий Ветошников, подполковник в запасе, ветеран Управления ФСБ России по РБ / Фото М. Агнора.
Общество
2999
Летчик-чекист из Нижнего Маргинтуя
Перспективному предложению уехать в Москву после выхода на заслуженный отдых подполковник ФСБ предпочел возвращение домой