Пригодную для питья воду на берегу озера можно добыть только на глубине 150 метров
Можно ли пить воду из Байкала? Где взять питьевую воду для туристов и байкальских жителей? В правительстве Бурятии обсуждают эту парадоксальную проблему
— Сегодня определены 5 участков туристско-рекреационной зоны «Байкальская гавань», мы говорим о том, что нужно развивать и региональные туристические зоны. Но там нет воды! — в сердцах воскликнул и.о. руководителя территориального управления РосОЭЗ по Бурятии Александр Васильев на рабочем совещании по проведению Дня Бурятии в Совете Федерации. — И когда мы говорим о развитии туризма, нужно смотреть правде в глаза. Питьевой воды нет ни в Турке, где находится один из участков туристско-рекреационной зоны, ни на Байкальском прибое, ни в Култушной! Везде там идут заборы воды из Байкала, но ни по одним санитарным нормам они не проходят, пользоваться байкальской водой как питьевой нельзя. Мы знаем, что сегодня идет подготовка нового Федерального закона «О воде», действует федеральная целевая программа «Чистая вода». Сегодня все регионы подгоняются под обязательное условие подземного водоснабжения. А у нас на Байкале его нет. Сегодня необходимо включить Бурятию в российскую программу разведки подземных месторождений воды. Потому что самостоятельно решить эту проблему республика не в состоянии!
У Бурятии нет миллиарда рублей
Как сообщил Александр Васильев, только на разведывательные поисковые мероприятия на одном из участков на Байкале необходимо минимум 20 млн. рублей на 2—2,5 года. В Управлении Бурятнедра говорят о том, что есть возможность включить геологические поиски для снабжения живущих на берегах Байкала людей питьевой водой и водой для хозяйственно-бытовых нужд в федеральную программу разведки подземных месторождений воды. Потому что у самой Бурятии нет миллиарда рублей, необходимых для того, чтобы оплатить такие геологоразведывательные работы.
Что пьют жители Байкалии?
Председатель общественной экологической организации «Турка» и главный лесничий Байкальского лесхоза Татьяна Тивикова живет в собственном доме, который стоит в 50 метрах от берега Байкала в селе Турка. Священное сибирское море плещется прямо за ее огородом. Трудно найти сегодня лучшего знатока особенностей закатов солнца на Байкале: каждый день Татьяна любуется закатами прямо из своего окна, часто снимает их на видео- и фотокамеру. Всего в Турке семь улиц, расположенных параллельно друг другу. Улица, на которой живет Татьяна Тивикова, носит название Набережная.
— Я и все жители Турки, которые живут на четырех ближайших к берегу улицах, пользуемся водой из колодцев. В этом смысле у нас нет проблем, — рассказывает Татьяна Тивикова. — Но на трех улицах, Октябрьской, Школьной и Нагорной, расположенных подальше от берега и ближе к горе, вода привозная. Те, кто живет на этих улицах, не могут выкопать свои колодцы, потому что там начинается горная плита и до воды пробуриться сложно. Водовозка (машина, развозящая питьевую воду. — С.Б.) ходит там по графику, по два дня в неделю на каждую из трех улиц. В понедельник и четверг привозят воду на Нагорную улицу, во вторник и пятницу — на Школьную, в среду и субботу — на Октябрьскую. Действительно, парадокс: жить на Байкале и пользоваться привозной водой, платить за нее деньги! Конечно, все мы, туркинцы, пользуемся байкальской водой. Она чистая, мы ее пьем, готовим на ней еду. Но организовать водозабор из Байкала нам не разрешают. Санитарные врачи говорят, что в воде из Байкала не хватает веществ, она, получается, как дистиллированная!
Знаменитый байкальский рачок эпишура, огромные массы которого естественным образом очищают байкальскую воду от загрязнения и, собственно, делают Байкал Байкалом, сыграл «злую шутку» над обитателями его берегов.
— Наши села Турка и Горячинск стоят на берегу, но воду из Байкала для питья официально нам использовать нельзя, — объясняет глава сельского поселения «Туркинское» Виктор Суменков. — Врачи говорят, что она слишком очищенная, в ней нет необходимых солей и, более того, эта вода вымывает соли из организма. Для того чтобы пользоваться байкальской водой как питьевой, нужно строить станцию минерализации воды, а это очень дорого для нас. Поэтому сегодня жители Турки платят за привозную воду по 16 копеек за литр. Ведро в среднем получается рубль шестьдесят. Эта цена образовалась из затрат на содержание скважины и машины — 36-кубового водовоза. Все эти затраты наша сельская администрация взяла на себя.
Виноват геологический разлом
Официально все колодцы в Турке, и частные, и общественные, закрыты Роспотребнадзором. Из-за их недостаточной глубины содержание тяжелых металлов в воде из колодцев превышает все санитарные нормы. То же самое относится и к двум из трех пробуренных в Турке скважин. Единственная скважина, на которую есть санитарно-эпидемиологическое заключение и которой официально можно пользоваться для забора питьевой воды, достигает глубины аж в 151 метр и находится в котельной местной школы. В советские времена в Турке действовал летний водопровод от этой скважины, но, как говорят местные жители, в перестройку он сломался, а сегодня денег на его постоянный ремонт нет. В селе Горячинск, где часть населения тоже пользуется привозной водой, скважина менее глубокая.
— Геологи нам объясняют, что все мы живем на месте геологического разлома, который и создает такую ситуацию с водой, — рассказывает Виктор Суменков. — Сегодня возникла проблема с развитием особой экономической зоны, один из участков которой расположен в Турке. Этот участок находится в устье реки Турки по обоим ее берегам, там планируется строительство поселка для сотрудников турзоны и морского порта. Я знаю, что в течение полугода на этом участке проводились изыскания воды, но об их официальных результатах нам ничего не известно.
Судя по заявлениям и.о. руководителя территориального управления РосОЭЗ по Бурятии Александра Васильева, эти изыскания пока положительного результата не дали. И парадоксальный вопрос «Где взять воду на Байкале?» пока остается открытым.
Общество
5070
"На Байкале нет воды"
Пригодную для питья воду на берегу озера можно добыть только на глубине 150 метров