Политика
2266

Борьба за будущее

Скандалы как форма предвыборной борьбы

Скандалы как форма предвыборной борьбы

 

Предстоящие выборы депутатов Городского совета Улан-Удэ завершат цикл избирательных кампаний, начавшийся в 2007 году, а значит, определят конфигурацию сил на следующие несколько лет. После них станет окончательно ясно, с какой политической элитой мы войдем в следующее десятилетие.

Основные особенности текущей кампании в Горсовет очевидны. Впервые за десятилетие выборы проходят в условиях экономического кризиса, заметного падения жизненного уровня населения. Впервые выборы в представительный орган идут по смешанной системе – половина депутатского корпуса будет сформирована по партийным спискам. В связи с ростом статуса Горсовета, значительно выросла цена депутатского мандата на округах. Теперь есть за что бороться.

 

МЕЖПАРТИЙНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

Эти выборы покажут реальное соотношение сил отделений местных партий. Партийная система все более укрепляется, все меньшее число избирателей заявляет об отсутствии симпатии к какой-либо партии. Но партии столкнулись с общей проблемой – крайне сложно сделать свою позицию актуальной для жителей города.

Основная проблема для партий очевидна: партии по определению являются федеральными проектами с четкой программой на общероссийском уровне. Выборы проходят в горсовет, значит, партии должны решать вопросы городского уровня. Это приводит либо к отсутствию актуальной программы партии на этих выборах, либо к явному популизму.

В целом, из-за отсутствия информационных поводов, свежих идей, избирательная кампания становится все более скандальной.

Возьмем недавний пример с объединением КПРФ и ЛДПР. Понятно, что такое объединение стало громким информационным поводом. Эти партии позиционируют себя в качестве альтернативы партии власти, обвиняют ее в административном давлении. Но удивляет другое – эти партии всегда были конкурентами друг другу. Лидер ЛДПР позиционирует себя ярым антикоммунистом, откровенно оскорбляет ценности сторонников КПРФ. Такой союз, по всей видимости, удивит сторонников обеих партий и вряд ли принесет новые голоса.

Помимо прочего, избиратели понимают, что победа КПРФ означала бы радикальную смену курса, а значит, на экономический кризис наслоится еще и политический. Поэтому значительного притока новых избирателей ждать сложно. Протестные настроения скорее сможет абсорбировать «Справедливая Россия».

В целом, на каждых выборах оппозиция постоянно говорит об административном давлении. Эти разговоры бывают не на пустом месте. Но сегодня «Единой России» использование административного ресурса явно не нужно – партия и так чувствует себя уверенно. Скандалы в этом смысле партии могут только повредить.

Отличается модель поведения партии «Справедливая Россия». Эта партия выдвинула программу действий в городском совете, но по многим позициям она явно популистская. Неясно как будут реализовываться тезисы этой программы: идет ли речь о снижении тарифов на ЖКХ или открытии социальных магазинов. Скорее это из области благих пожеланий и к реальным делам отношения не имеет. На этом фоне снижение цен на продукты питания первой необходимости, которое провели по инициативе мэрии продуктовые компании «Абсолют» и «Титан», выглядит реальным делом.

Или вспомним случай со снятием баннера партии «Справедливая Россия» – «Интересы горожан важнее интересов чиновников мэрии». У агентства кончился срок аренды площадей, когда владелец рекламной площади заявил свои права, баннер сняли. Вот вам и скандал на пустом месте. Откровенно популистским является призыв отсрочить выплату кредитов банкам.

Если говорить о кампании партии «Единая Россия», то необходимо помнить, что впервые кампания «Единой России» проходит в условиях экономического спада. Поэтому для идеологов проекта продвижения «Единой России» в Улан-Удэ одной из основных задач на данный момент является создание ситуации, в которой нарастание кризисных явлений будет лишь приводить к росту популярности партии «Единая Россия». И это вполне гармонично укладывается в канву ситуации.

Истерия в СМИ в эти месяцы по поводу кризиса, нагнетание страстей привело к очевидному эффекту. Произошел значительный сдвиг в массовом сознании. От оптимистического благодушия, царившего в обществе в начале лета прошлого года, когда, казалось, ничто не предвещало кризиса, сегодня не осталось и следа.

Полагаю, нет смысла закрывать негативную информацию об экономической ситуации, она просочится в любом случае. Уход от острых тем, только вызывает недоверие. Нужно рассказывать, что «Единая Россия» – антикризисный проект. Она появилась именно в этом качестве. Именно с лидером «Единой России» Владимиром Путиным общество связывает выход из кризиса 90-х годов. Поэтому нужно объяснить людям, что именно «Единая Россия» сегодня является гарантом стабильности и порядка.

Пока же в основном усилия сконцентрированы на рекламе объектов, построенных в эти годы. С одной стороны это важно, горожане, безусловно, оценят и реконструкцию бассейна «Юбилейный» и строительство новых школ и детских садов, развязок и дорог. Но с другой стороны, это же не столько заслуга партии «Единая Россия», сколько руководства города и республики. И люди это понимают. И потом, явная технологическая ошибка проекта партии на этих выборах заключается в том, что в дизайне агитационно-пропагандитских материалов «красивость» вытесняет смысл. Посмотрите на эти баннеры – тексты толком не читаются, для человека за рулем видны только цветастые, аляповатые разводы.

 

ОДНОМАНДАТНЫЕ ОКРУГА

По одномандатным округам ситуация складывается везде примерно одинаково. Есть кандидаты от «Единой России», которые практически всюду являются лидерами кампаний и есть их конкуренты. Это неудивительно, «Единая Россия», как партия-лидер, смогла подобрать и наиболее сильных кандидатов, обладающих серьезными ресурсами. Исключения наблюдаются буквально по трем-четырем округам.

В целом, кампании по одномандатным округам все чаще выявляют политиков нового типа – настоящих лидеров, способных побеждать не за счет денег или административной поддержки, а за счет собственной способности убедить избирателей в своей правоте. Они пользуются настоящим авторитетом, способны вести людей, сплачивать. Среди них многие просто получают удовольствие от избирательной кампании. И, как правило, именно таких кандидатов продвигает «Единая Россия». Поэтому прогноз по одномандатным округам для «Единой России» достаточно позитивный.

На некоторых округах ситуация «освежается» нестандартными рекламными ходами кандидатов. Полагаю лозунг «Биликто Дугаров – наш Робин Гуд!» запомнится надолго.

Интерес представляет ситуация на округе, на котором идет борьба между Александром Иринчеевым и Александром Толстоуховым. Заметьте, нигде по городу кампании не строятся на критике мэрии. Кандидаты понимают, что эта тема сейчас неактуальна. И когда речь идет о решении проблем конкретного округа, избиратели смотрят на то, сможет ли кандидат решать эти проблемы, в каких он отношениях с мэрией, партией «Единая Россия». Сможет ли решать проблемы 4 округа Александр Толстоухов, находясь в конфронтации с руководством города и республики, большой вопрос. Есть вопросы и к Александру Иринчееву, как к депутату, который отработал хотя бы один срок, всегда есть вопросы. Очередной же проигрыш Александра Толстоухова сведет на нет его позиции как публичного политика. А сейчас ситуация на этом округе непредсказуемая.

Выборы закончатся, начнется повседневная жизнь, без постоянных скандалов. Но нужно помнить о том, что будет декабрь 2009 года. Каким он будет в условиях кризиса? Ответ на вопрос, насколько стабильной будет ситуация тогда, зависит от выборов 1 марта.

Если деструктивные силы сейчас обретут новое дыхание, дальше ситуация в условиях кризиса будет мягко говоря нестабильной. Поэтому пришло время мобилизоваться. В конечном счете, выборы это не просто борьба за власть. Это всегда – борьба за будущее.

 

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях