На заводах республики некоторым специалистам платят до 70 тысяч рублей
На крупных промышленных предприятиях республики рабочие востребованных специальностей получают гораздо больше, чем бухгалтеры или юристы. Их зарплата за месяц может доходить
до 70 тысяч рублей
Такие умельцы на заводах на вес золота — их оберегают, им платят хорошую зарплату, охотно берут подготовленную ими смену — их же сыновей — на работу. Но и от рабочих требуются высокий профессионализм и большая ответственность.
СТАТЬ РЕСТАВРАТОРОМ НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ
Всего на ЛВРЗ работает семь тысяч человек, две тысячи из них — это молодые люди. Заработная палата рабочего на предприятии в среднем 20 тысяч рублей. Анатолий Шикаев, начальник управления по персоналу ЛВРЗ, рассказывает, что тех специальностей, которые требуются на заводе, в городе нет, поэтому практически каждого рабочего приходится переобучать. Такие курсы на предприятии длятся три месяца.
Елена Чайковская училась на реставратора, а призвание нашла в работе на ЛВРЗ. Елена каждый день изолирует катушки для двигателей локомотивов.
— Если что-то не так сделаю, то локомотив не пойдет или по дороге сломается, — рассказывает Елена.
Сложно было делать первые шаги, для работы с катушками требуется физическая нагрузка, а еще нужно запомнить, как правильно наматывать изоленту.
— Хоть малейший зазор будет, сразу брак получится, — говорит Чайковская.
«САМОЕ ГЛАВНОЕ — ТОЧНО ОТМЕРИТЬ»
Три года назад на ЛВРЗ появились зубофрезеровальные станки. Андрей Серебренников — один из трех людей на заводе, которые могут на них работать. На попечении у Андрея четыре машины, каждая из которых работает по четыре часа. Чтобы освоить профессию, молодому человеку пришлось тоже учиться три месяца.
— Здесь самое главное — точно отмерить параметры шестеренки и знать технологию обработки, — объясняет Андрей.
Но для Серебренникова самое сложное не отмерить деталь. Каждый день приходится выметать из машины стальные опилки, а раз в неделю тщательно ее мыть.
РОДИТЕЛИ ПРИВОДЯТ СЫНОВЕЙ
В ОАО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение» ситуация намного сложнее. Для работы здесь и специалистов нет, и переобучить их в короткие сроки очень сложно.
— У нас говорят: если на ЛВРЗ упала деталь, то ее всем цехом поднимают; если у нас упала деталь, то ее всем цехом ищут, — говорит Валерий Угловский, заместитель директора.
Часто рабочие завода приводят сюда своих сыновей, которых, по словам Угловского, можно обучить быстрее, чем постороннего человека. Правда, и после этого молодежи не доверяют важную работу. Еще два-три года они должны набираться опыта.
Павел Кочеров работает на предприятии девять лет. Окончил первый железнодорожный лицей. Выучился на слесаря-электрика, потом ушел в армию. Когда вернулся, отец Борис Григорьевич предложил пойти работать на приборостроительный.
— Сначала все было непонятно. С той профессией, которую я получил, совсем нет ничего общего, приходилось заново переучиваться, — говорит Павел.
Даже сейчас Кочеров, токарь 4-го разряда, нередко обращается за помощью к 74-летнему отцу.
Каждая деталь равна нескольким микронам, она изменяется под влиянием температуры, влажности воздуха, пыли.
— У Бориса Григорьевича дар от бога, он чувствует деталь, берет и сразу понимает, на сколько она увеличилась, на сколько уменьшилась, — говорит Петр Ивасик, начальник механического цеха.
Борис Григорьевич даже был одно время заместителем начальника цеха, но потом вновь вернулся к станку. Такие специалисты, когда работы на заводе много, получают в среднем до 70 тысяч рублей. А сейчас во время кризиса, когда объем заказов уменьшился, заработная плата токаря составляет 20 тысяч рублей.
Ивасик отмечает, по крайней мере, до 2015 года завод стоять не будет, так как есть хороший заказ из Китая.
ЭКСКУРСИИ НА ЗАВОДЫ
В республике действует программа по возвращению молодежи в регион. На три месяца составлен график экскурсий школьников на производственные предприятия. Запланировано, что за это время с работой рабочих ознакомятся школьники 39 школ. Ребята уже побывали на «Улан-Удэстальмосте» и на Улан-Удэнском авиационном заводе. Организатором стал Комитет по молодежной политике и воспитанию Министерства образования и науки республики.
Десятиклассник Володя Овчинников, ученик 37-й школы, после экскурсии на ЛВРЗ задумался, а не пойти ли ему на завод. Школьник еще не выбрал, кем станет, но считает, что быть рабочим сейчас не менее престижно, чем экономистом или менеджером.
Павла Кочерова на предприятие привел отец. Он за несколько месяцев обучил сына работать с микродеталями / Фото А. Огородник.
Общество
3470
Я б в рабочие пошел
На заводах республики некоторым специалистам платят до 70 тысяч рублей