Россию ждет новый Афганистан? В разных концах нашей страны солдатские матери подняли крик об угрожающей тенденции. В минувшем феврале Министерство обороны России усиленно приступило к масштабной кампании набора в армию контрактников для службы в Таджикистане
Выдать «военную тайну» матерей заставили письма и звонки из армии их сыновей. Тех солдат-срочников, которых командиры насильно склоняют к переходу на контрактную службу с последующей отправкой прямо на границу с Афганистаном, откуда мятежные моджахеды Талибана вот-вот выдворят «ограниченный контингент воинов-интернационалистов» из стран НАТО.
«Не хочешь — заставим!»
— Такие обращения от матерей солдат из Бурятии к нам стали поступать с февраля этого года, — рассказывает председатель Комитета солдатских родителей Бурятии Ольга Ганичева. — До сих пор многие люди звонят, а четыре мамы, сыновья которых служат в разных местах — Новосибирске, Чите, Амурской области, — написали официальные заявления о неправовых действиях командиров частей. Везде один и тот же сценарий: офицеры заставляют ребят писать ходатайства командиру части, чтобы их взяли на контрактную службу в Таджикистан. Родители говорят, что их детей «прессуют», то есть давят на них морально и физически.
Галина Евдокимова из бичурского села Буй говорит, что ее сын, 19-летний Владимир Хлебников, служит в воинской части №38151, расположенной в Чите. 18 января 2009 года после месяца службы он принял присягу, а еще через месяц, 18 февраля, Владимиру сообщили, что их, молодых солдат, отправляют в Таджикистан, и заставили сфотографироваться для оформления заграничного паспорта.
— 24 февраля я приехала в Читу в бригаду связи, где служит мой сын, и встретилась там с командиром части полковником Вячеславом Бардовским, — рассказывает Галина Евдокимова. — Я спросила его, на каком основании идет оформление документов для перевода моего сына в Таджикистан. Он сказал, что «это приказ, а приказы не обсуждаются». На другой мой вопрос о том, почему в горячую точку отправляют солдат, которые отслужили только два месяца и не умеют еще толком обращаться с оружием, полковник Бардовский ответил так: «Тех солдат, которые прослужили больше года (призыв Владимира Хлебникова — первый из тех, который будет служить всего один год. — С.Б.), труднее сагитировать подписать контракт на службу в Таджикистане, а молодых солдат, цыплят, которые еще не привыкли к службе в этой бригаде, можно отправить по приказу». После этого, сославшись на нехватку времени, он со мной распрощался. Мой сын Владимир сообщил мне о том, что его сослуживцев в принудительном порядке заставляли писать ходатайства на имя командира части о направлении их для дальнейшего прохождения службы в Республику Таджикистан. Тех ребят, которые отказывались писать ходатайства, офицеры выводили из помещения и избивали, угрожали, что посадят. Владимир — мой единственный сын. Я воспитываю его одна, отец умер от сердечного приступа. Я не хочу, чтобы его отправили служить в горячую точку, и буду отстаивать мои права и права моего сына на прохождение службы на территории Российской Федерации!
Вернуться героем?
Похожие заявления принесли в Комитет солдатских родителей Бурятии матери бичурца Алексея Бурцева (воинская часть №38151, г. Чита), хоринца Аюра Табданова (воинская часть №17848, п. Томичи Белогорского района Амурской области) и Валерия Жилина из города Бабушкина (воинская часть №17141, г. Новосибирск).
— В пятницу, 13 февраля, сын рассказал мне по телефону о том, что в их части его в приказном порядке под давлением заставляют написать рапорт на контрактную службу на три года в Таджикистане, — говорит Валентина Жилина, мать Валерия Жилина. — Ему сказали: «Будешь получать много денег, помогать родителям, а если не подпишешь, то пойдешь под суд». Давление происходит ежедневно, по нескольку часов. Он отвечает категорическим отказом, говорит, что они не имеют права его заставлять. Но на загранпаспорт его уже принудительно сфотографировали. Валера имеет высшее образование, в 2008 году он окончил Московскую академию правосудия, по образованию юрист. Он единственный в семье ребенок, к тому же поздний. Он никогда не собирался оставаться на контрактную службу, а в рапорте так и написал: не согласен!
Ольга Ганичева рассказала обо всех этих случаях на отчетно-выборной конференции Комитета солдатских матерей (КСМ) России, прошедшей 15 марта в российской столице. Там же, в Москве, выяснилось, что с точно такими же проблемами столкнулись матери солдат из Ямало-Ненецкого округа и других отдаленных регионов страны.
— По закону о статусе военнослужащего в так называемых «горячих точках» проходят службу только контрактники, а на контрактную службу уходят исключительно добровольно, — говорит председатель Комитета солдатских родителей Бурятии Ольга Ганичева. — По моему мнению, все должно происходить следующим образом. Если желаешь, пожалуйста, подписывай контракт и поезжай. Сейчас, действительно, после увольнения со службы многим ребятам, особенно из районов, будет трудно устроиться на работу, кому-то образования не хватит. Но почему ребят, которые не хотят оставаться в армии, насильно заставляют подписывать контракт? Я выходила на прокуратуру, и там мне сказали, что это явное нарушение закона.
Первым делом Ольга Ганичева обратилась к начальнику Управления воспитательной работы Сибирского военного округа генерал-майору Анатолию Борисенко, которому она сообщила о случае с солдатом из Бурятии Валерием Жилиным.
— Ответом на мое заявление были такие слова Анатолия Ивановича: «Пусть он дослужит до конца службы в Таджикистане и вернется оттуда героем!» — рассказывает шокированная реакцией генерала Ольга Ганичева.
Что ждет новых призывников?
Сегодня председатель Комитета солдатских родителей Бурятии готовится передать всю эту информацию в КСМ России и собирает заявления от родителей других солдат, которые попали в такую же ситуацию. Кроме того, она собирается обратиться к министру обороны Анатолию Сердюкову, который, в принципе, обязан пресечь незаконные действия своих подчиненных.
Тем временем 21 марта, в шестую годовщину ввода войск США и НАТО в Афганистан, в Вашингтоне проходил антивоенный марш с требованием вывести американских солдат из Афганистана, а новый американский президент Барак Обама критиковал политику своего предшественника Джорджа Буша и заявлял о возможности переговоров с талибами. Уже сейчас ясно, с какими предложениями встретят в Российской армии новобранцев, которые придут туда с начинающимся 1 апреля военным призывом. Захотят ли новые «шурави» (русские, так называли афганцы советских солдат. — Авт.) повторять путь своих отцов к границам Афганистана?
Общество
3568
Новое поколение "шурави" из Бурятии
Призывников хотят против их воли отправить в горячие точки