Бизнес
2366

Бурятии не хватает своих куриных яиц и мяса

Наши производители испытывают дефицит местного сырья, новой техники и  поддержки в продвижении товаров на рынке

Наши производители испытывают дефицит местного сырья, новой техники и  поддержки в продвижении товаров на рынке

Продовольственный рынок Бурятии на 70 процентов зависит от российского рынка, который диктует свои цены. Эксперты считают, что ситуацию можно исправить, только увеличив объемы производства местных товаров. С 3 апреля в республике стартовал конкурс «Покупайте товары Бурятии». С его помощью организаторы хотят помочь местным производителям заявить о себе

В Минэкономики уверены, что Бурятия может закрыть свои продовольственные потребности только местной продукцией, и сделать это можно, прежде всего, за счет сельского хозяйства.

Сами же производители жалуются на нехватку сырья, жесткую конкуренцию и трудности в продвижении товара на рынке.

 

Овощи из Прибайкалья

Покупатели уже привыкли видеть на прилавках морковь, капусту, свеклу из Китая. В Бурятии среди немногих есть предприятие, которое выращивает в Прибайкальском районе овощи. В этом году Сергей Пашинский, генеральный директор ООО «Гарантия-2», в три раза увеличивает площади посевов. На 150 гектарах предприниматель высадит картофель. Пашинский считает, что поддержки со стороны государства сельхозпроизводителям недостаточно.

— Если в 2006—2008 годах выдавали субсидии на покупку техники, то в этом году их просто нет. Люди, которые вложили средства в землю, не могут сейчас закупить технику, потому что кредиты, взятые ранее, надо отдавать сейчас, — говорит Пашинский.

Есть у предприятия проблемы с реализацией своей продукции, особенно в крупных торговых сетях.

— Государство, конечно, должно вести такую политику, чтобы крупные сетевики отдавали предпочтение местным производителям. Если продукт качественный, по приемлемой цене, то почему его не взять? — говорит Сергей Пашинский.

 

Молока и мяса не хватает

Катастрофически не хватает местного сырья молочной, мясной, мукомольной отраслям.

Бичурский маслозавод 90 процентов своей продукции готовит для жителей Улан-Удэ. И может выпускать больше. Но особенно зимой сырья очень мало. Завод перерабатывает молоко, которое закупает у сельхозпроизводителей и частников. Если в советские времена предприятие зимой в день закупало 20 тонн молока, то сегодня всего две тонны. Зимой завод закупает сухое молоко в Омской области, добавляет натуральное молоко и производит восстановленную сметану.

— Вся беда в том, что в районе осталось всего три крупных хозяйства. Они обеспечить молоком нас не могут. Покупаем и у частников, но это мизер. Частник у нас нищий. У него нет сенокосилок, тракторов, чтобы обеспечить сеном стадо. Он может 2—3 коровенки держать. Вот им нужна поддержка. У нас вообще хозяйствам тяжело, богатеев нет, которые могут позволить себе дорогую технику, — говорит Татьяна Бутакова, начальник производства ООО «Бичурский маслозавод».

ООО «Бурятская мясоперерабатывающая компания» потребляет 360 тонн мясного сырья в месяц, а в год 4300 тонн. Завозят его из Татарстана, Новосибирской, Омской областей, Алтайского края, Бразилии и Аргентины. Фермеры Бурятии не могут обеспечить БМПК необходимыми объемами мяса.

— В Бурятии свиного сырья недостаточно и оно 2-й категории. Для производства качественной продукции требуется беконная свинина высшего сорта, — говорит Александр Реутов, коммерческий директор БМПК. — Кроме того, для стабильного производства предприятию нужно 200 тонн говядины. — В республике нет такого объема, нет современных убойных цехов. Также наблюдается сезонный фактор — убой идет в основном с июля по декабрь.

 

Инвестиции в будущий урожай

Специалисты считают, что в первую очередь нужно поддерживать частные крестьянские хозяйства. Люди, которые хотят зарабатывать, могут взять патент.

— Сельчане могут создать предприятия разных форм собственности. Это даст нам возможность им помогать, освободить их от налогов, — говорит Татьяна Думнова, министр экономики Бурятии.

Она предлагает жителям Бурятии инвестировать деньги в будущие продукты питания.

— Например, к осени я хочу купить мясо, капусту, картофель. Заключаю договор с предприятием, личным подсобным хозяйством и плачу им какую-то сумму денег. А осенью они поставляют мне всю корзину продуктов, которые мне необходимы, — говорит Татьяна Думнова.

Ежегодные инвестиции на развитие производств, по данным Минсельхоза, составляют 250—300 млн. рублей. На крупных предприятиях идет техническое перевооружение. Например, на ЗАО «Кондитерпром» установили современную линию по производству вафель. Введен в эксплуатацию цех по производству колбас и увеличено производство мясных полуфабрикатов на ООО «Эко-фуд» (Николаевский свинокомплекс).

По данным мониторинга Минсельхоза, на рынке стало больше местного животного масла, мясных полуфабрикатов, колбас и кондитерских изделий.

Жесткую конкуренцию приходится выдерживать предприятиям пивобезалкогольной отрасли, так как рынок заполнен продукцией раскрученных брендов. Производители минеральной воды и безалкогольных напитков технически оснащают свои производства, однако при этом слабо используют возможности по розливу байкальской воды, считают в Министерстве сельского хозяйства.

Продукция пищевой и перерабатывающей промышленности составляет 15,5 процента в объеме обрабатывающего производства республики, объединяет 11 отраслей, около 400 организаций. По данным Минсельхоза, в 2008 году предприятиями республики отгружено товаров на сумму в 4201,4 млн. рублей.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях