Дефицит питьевой воды на побережье озера остается самой парадоксальной проблемой жителей бурятской Байкалии
На Байкале нет воды?
За актуальными спорами о том, когда же чистейшая вода Байкала станет важнейшим на планете стратегическим ресурсом и за нее будут платить дороже, чем сейчас за нефть, долгое время не могла попасть в поле зрения серьезная проблема людей, живущих на самом берегу озера. Дело в том, что байкальские аборигены на всем побережье от Мысовой до Усть-Баргузина, как это ни покажется странным, испытывают недостаток питьевой воды.
Во всех прибрежных поселениях недостаток скважин, воду из которых санитарные врачи официально разрешили употреблять для питья. Жители многих сел, в том числе Турки, Гремячинска, Усть-Баргузина, до сих пор пользуются привозной водой. Во многих местах по рекомендации врачей воду из колодцев можно употреблять только для технических нужд. А так называемый поверхностный водозабор из самого Байкала организован с соблюдением всех требований только в городе Бабушкине. Во всех остальных местах воду из Байкала и прибрежных колодцев люди пьют несанкционированно, потому что колодцы эти недостаточно глубокие и водозабор из озера производится у самого берега на недостаточной глубине.
Чем поить туристов
— Из всех пяти участков туристско-рекреационной зоны только в Горячинске есть подземное месторождение воды, запасы которого разведаны и утверждены, — говорит помощник руководителя ТУ РосОЭЗ по Бурятии Александр Васильев. — На других участках зоны — «Турка», «Пески», «Гора Бычья» и «Бухта Безымянная» — предварительные исследования показали, что вода есть, но на сегодняшний день неизвестно о запасах подземных месторождений. Специалисты центра «Бурятгеомониторинг» и Управления по недропользованию очень нас напугали. Практика их исследований говорит о том, что промежуток времени от начала разведки до государственной экспертизы запасов месторождения подземных вод занимает 5—6 лет, а до проектирования водозабора и ввода его в эксплуатацию — 10—20 лет!
Александр Васильев утверждает, что на разведку только одного месторождения подземных вод необходимо порядка 20 млн. рублей. Для того чтобы обеспечить питьевой водой жителей на всем бурятском побережье Байкала от Выдрино до Усть-Баргузина, таких месторождений необходимо разведать не менее пятидесяти. Таким образом, стоимость этих разведочных работ составляет не менее миллиарда рублей.
— Бурятия могла использовать свои возможности в Совете Федерации и попытаться получить эти деньги по федеральной целевой программе «Чистая вода», — рассказывает Александр Васильев. — Мы бы решили эту проблему в более короткие сроки и в комплексе, а не занимались бы отдельно каждым месторождением. Но все деньги по этой программе уже распределены, и в ближайшее время, по крайней мере, пока не кончится кризис, решить финансово эту проблему не представляется возможным.
Сегодня на Байкале насчитывается более 30 известных и популярных мест массового отдыха — Култушная, Байкальский прибой, Гремячинск, Котокель, Максимиха, Турка, Энхалук, Сухая, Безымянка, Большая Речка, Оймур, бухта Хакусы, озеро Фролиха, Давша, коса Ярки и другие. В ближайшее время обеспечить питьевой водой из подземных источников всю зону рекреации не удастся. Из участков особой экономической зоны проблем с водой нет только в Горячинске.
— На участке туристско-рекреационной зоны «Горячинск» водоснабжение будет базироваться на разведанном еще в 1991 году месторождении подземных вод, — сообщил помощник руководителя ТУ РосОЭЗ по Бурятии Александр Васильев. — Его эксплуатационные запасы составляют 2,6 тысячи кубометров воды в сутки. Это единственное разведанное месторождение воды с утвержденными эксплуатационными запасами воды не только на участках турзоны, но и на всем побережье Байкала!
Как же будет решаться проблема водоснабжения на участках турзоны?
Лучше пить воду из-под земли
Сегодня в сфере водопользования России действует еще советский технический ГОСТ №276184, в котором описаны источники централизованного питьевого и хозяйственного водоснабжения, гигиенические и технические требования и правила выбора источников. В ближайшем будущем ожидается принятие и нового Федерального закона — специального регламента «О питьевой воде и питьевом водоснабжении».
Оба документа приоритет отдают подземным источникам воды. В последовательности при выборе источников на первом месте стоят межпластовые напорные воды подземных водных объектов, на втором — межпластовые безнапорные воды подземных водных объектов, на третьем — искусственно пополняемые подземные воды и подрусловые подземные воды (метод так называемой инфильтрации), и только в самом крайнем случае делается выбор вод поверхностных водных объектов — рек, озер, водохранилищ, каналов.
На участках «Турка» и «Пески» есть две пробные скважины, которые дали воду, но никто не знает, сколько ее, каковы ее физико-химические свойства и можно ли употреблять эту воду в пищу. На горе Бычьей также есть подземные источники воды, но их разведка и оценка и там не проводились. На этом участке также обсуждается вариант водоснабжения из реки Хаим. Пока не известно, есть ли возможность пользоваться подземными источниками в бухте Безымянной.
По мнению Александра Васильева, поверхностный водозабор из Байкала — весьма вероятный вариант решения проблемы водоснабжения участков турзоны «Байкальская гавань» на начальном этапе ее строительства. Сегодня изучаются морские течения, особенности движения льдов и то, в каком месте и на какую глубину должны опускаться рукава водозабора.
Что делает Байкал Байкалом?
Но есть на Байкале и другая парадоксальная проблема. Ученые-гидрологи, заинтересованные в ведении разведки месторождений воды, сомневаются, что чистейшая байкальская вода может быть пригодна для постоянного употребления в качестве питьевой. Этот парадокс заключается в особенностях экосистемы сибирского моря. Все дело в байкальском планктоне, маленьком рачке под названием эпишура, огромная биомасса которого естественным образом очищает воду озера и, собственно, делает Байкал Байкалом. Рачок-очиститель эпишура превращает байкальскую воду фактически в дистиллированную.
По мнению некоторых ученых, постоянное употребление такой воды в пищу приводит к вымыванию солей из организма человека и необходимо производить дополнительную минерализацию байкальской воды. А это более затратно, чем брать воду из подземных источников. Однако санитарные врачи Бурятии такое мнение гидрологов не разделяют.
— Конечно, уровень минерализации байкальской воды ниже, чем в подземных источниках, но говорить о том, что байкальскую воду пить нельзя, у нас пока нет никаких оснований, — считает заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Бурятии Надежда Мантатова. — Я знаю, что сегодня разрабатывается вариант поверхностного водозабора для участков туристско-рекреационной зоны. Пока никто такого согласования у нас не получал. Когда сотрудники РосОЭЗа подадут свои документы, мы сможем конкретно сказать, можно это делать или нельзя. Все зависит от того, какую они предусмотрят очистку, какой будет путь продвижения воды.
Поскольку разведка месторождений, утверждение их запасов, проектирование и строительство водозабора при эксплуатации подземных источников воды займет десятки лет, можно с уверенностью сказать, что первые годы после ввода в действие туристических объектов ОЭЗ «Байкальская гавань» туристы в Турке и на Безымянке будут пить воду из Байкала.
В селе Турка жители дальних от берега Байкала улиц пользуются привозной водой / Фото Т. Тивиковой
Общество
3404
Какую воду будут пить туристы и жители у Байкала?
Дефицит питьевой воды на побережье озера остается самой парадоксальной проблемой жителей бурятской Байкалии