Овощеводы готовы заполнить рынки местными овощами, но только с помощью государства
Несмотря на мнение, что сельское хозяйство — самый нерентабельный бизнес в нынешних условиях, в Бурятии есть люди, готовые поднимать этот сектор экономики, однако без помощи правительства сделать это трудно.
Овощной бизнес, как и любой другой, нуждается в государственной помощи, но отдача здесь самая быстрая. Овощеводы, несмотря на кризис, горят желанием работать, они ждут небольшого толчка от правительства в виде субсидирования затрат на отопление теплиц, семена и химикаты. На сегодняшний момент этого было бы достаточно, чтобы обеспечить все супермаркеты и рынки города местными овощами.
Иволгинский район по праву считается одним из самых перспективных по части овощеводства. Именно здесь сосредоточены немногочисленные хозяйства. Близость к городу делает возможным быстро поставлять готовую продукцию на рынки и в магазины города. Однако если летом недостатка в свежих овощах и зелени не наблюдается, то зимой и весной горожане питаются в основном привозной китайской продукцией, цена которой явно идет вразрез с качеством.
В последнее время предприниматели все же идут навстречу потребителю, уже есть хозяйства, готовые поставлять ранневесенние овощи: редис и зелень в первой-второй декаде мая. В ближайшее время планируется открытие ряда зимних теплиц, что, возможно, собьет нереально высокие цены на свежие овощи в зимний период.
Оронгой — золотая земля
55 гектаров земли возле федеральной трассы близ села Оронгой заняты под тепличные и грунтовые овощи. В СПК «Газар» самый разгар посадочных работ. Вода с гор спускается по искусственному каналу и подводится к длинным рядам теплиц.
— Мы пользуемся природными водными ресурсами. Вода для нас — это «девушка», которую мы нежно ведем под руки и приводим сюда, — говорит руководитель предприятия Илларион Цой.
В этом хозяйстве выращиваются ранние сорта томатов, огурцов, свежая зелень, поздняя капуста и даже экзотические для нашего региона дыни и арбузы. Уже подготовлен нулевой цикл под зимние теплицы.
— Оронгойская земля — золотая земля, в ней есть все, — говорит Илларион Максимович. — Нужен только правильный подход, а это самое трудное. Без помощи правительства никак. Мы, конечно, пользуемся положенными льготами, но этого недостаточно. Недавно взяли трактор в лизинг на пять лет, уже выкупили картофелекопалку и поливалку. Но проблема в том, что нет условий для хранения овощей, приходится осенью за бесценок отдавать.
Рентабельность и спрос
На сегодняшний день близ Улан-Удэ нет и квадратного метра зимних теплиц. Почившее с миром МУП «Городские теплицы» было первой и неудачной попыткой. Как говорят сами овощеводы, зимние теплицы в нашем климате просто нерентабельны. По закону государство субсидирует 50 процентов затрат на отопление зимних теплиц, но если в Краснодарском крае зимой одни затраты, то в Бурятии другие. Нам нужно субсидирование как минимум 75 процентов.
Привычки в питании и покупная способность населения также влияет на спрос. Для людей старой закалки роднее своих шести соток и маринадов зимой ничего нет. Покупать пусть и очень полезные свежие овощи в ущерб мясу или сладостям этот сегмент потребителей не может. Однако, по результатам маркетинговых исследований, в Бурятии в последнее время появилась пусть и небольшая, но прослойка обеспеченных молодых людей, ценящих свое время и здоровье. Именно на них делается ставка овощеводов. И пусть пока ни одно хозяйство не может обеспечить объем, необходимый для крупных продуктовых сетей, ситуация понемногу улучшается. Так, например, в МУП «Иволгинский» внедрена система капельного орошения, что увеличивает урожайность.
Реклама для морковки
По результатам опроса потребители зачастую делают выбор в сторону привозной продукции, полагаясь на яркую упаковку и известное имя. Местных же производителей редко можно уличить в ярком пиаре, так как та же брендовая упаковка — это деньги.
— Мы завязли во всем, чтобы еще и рекламу делать. На данный момент проблемы другие. Нет техники в достаточном количестве, нет оборотных средств. Чтобы получить оборотные средства, нам нужно залоговое обеспечение на 400—800 тысяч залога, — говорит Илларион Цой.
И все же предприниматели не отрицают, что маркетинг в сельском хозяйстве так же необходим, как и в любом другом бизнесе. Пока же этот уровень так и остается делом ближайшего будущего.
Занятость населения
Возможно, на сегодняшний день овощеводство не решает глобальных проблем республики в сельскохозяйственном секторе, но зачастую дает единственную возможность честно заработать сельским жителям. Только в хозяйстве «Газар» работают 16 человек, и это не сезонная занятость, а в этом году планируется довести количество работников до 24.
Сельское население в основном не ориентировано на предпринимательство. В глубочайшем кризисе находится большинство сел республики, рыночные отношения для многих обернулись трагедией.
— Мы выполняем правительственную программу и занимаем местное население, а не привозим гастарбайтеров, — говорит Илларион Цой. — Сам я кореец из Узбекистана, но уже более сорока лет живу в этих местах. Очень трудно работать с нашими людьми. Мы не можем платить большие деньги и вынуждены брать людей из самых низших социальных прослоек. Люди пьют годами, и работа — это единственное, что не дает сорваться.
Комментарий специалиста
Помогаем чем можем
Иван Лобанов, руководитель сектора механизации и ресурсосбережения Министерства сельского хозяйства:
— Сейчас мы компенсируем растениеводам около 28 процентов ГСМ, химикаты и средства защиты, также элитные семена картофеля — 2700 рублей за тонну. В основном идет поддержка на выращивание овощей открытого грунта, это картофель, капуста, свекла, морковь и т.д. В планах субсидирование семян тепличных культур, однако оплата тепла и электроэнергии теплиц не намечается. Существуют хорошие программы кредитования в Россельхозбанке, также идет субсидирование процентов по кредитам. Предприниматели могут подавать заявки в Рослизинг на приобретение техники, а со следующего года будет возможность работать с республиканским лизингом.
Бизнес
2843
Зелень круглый год
Овощеводы готовы заполнить рынки местными овощами, но только с помощью государства