6 июня на озеро Котокель выехала научная экспедиция Сибирского отделения Российской академии наук с целью изучения причин заражения озера неизвестными токсинами, приведшими к гибели в озере всего живого
Об этом «Информ Полису» сообщили в Министерстве природных ресурсов Бурятии. Глава ведомства Баир Ангаев сказал, что удалось оперативно решить вопрос о выделении из республиканского бюджета 300 тысяч рублей на проведение исследования. На условиях софинансирования 400 тысяч рублей дает Сибирское отделение Российской академии наук (СО РАН).
Уникальность Котокеля в том, что вспышка «гаффской болезни» не ограничилась несколькими месяцами. Смертельные случаи отравления людей фиксируются здесь второй год подряд.
Вулканы здесь не при чем
Сегодня все сходятся на том, что отравление вызывает непонятно как попавшая в озеро карбаминовая кислота. Она обнаружена в умершей рыбе, в погибших животных и людях. Одни ученые выдвигают предположение, что саму болезнь занесли в озеро перелетные птицы, другие утверждают, что виной всему вулканические процессы на дне озера. Есть и три основные версии.
— В качестве первой версии мы отрабатывали вариант, при котором карбаминовая кислота попала в озеро с пестицидами или другими агрохимикатами, кем-то брошенными в озеро, — рассказывает заместитель Восточно-Байкальского природоохранного прокурора Теймур Магомедов. — Затем мы проверяли все организации, занимавшиеся взрывными работами, изучали возможность рассеяния над озером взрывного облака, смотрели по «розе ветров». Обе версии не подтвердились. В итоге мы остановились на последней версии, по которой источником являются сине-зеленые водоросли.
В последнем случае появления гаффской болезни в Тюменской области в 2000 году ученые единственный раз в истории науки смогли опытным путем доказать свою теорию возникновения отравления водоема. Они в лабораторных условиях воссоздали систему водоема и выяснили, что, когда сине-зеленые водоросли взаимодействуют с хвощом (в нашем случае выступает почти идентичная хвощу элодея канадская, занесенная в Котокель в 80-е годы), они начинают выделять вызывающий гаффскую болезнь токсин. Во всех предыдущих случаях это происходило на фоне обильного органического загрязнения водоемов.
Канал строили на века, а он зарос за 20 лет
Эту версию специалистов контрольных органов, чью деятельность сегодня координирует природоохранная прокуратура, сегодня и должны подтвердить или опровергнуть участники научно-исследовательской экспедиции. Сегодня Министерство природных ресурсов Бурятии не может получить федеральные средства на проведение работ по очистке озера, не имея научного заключения о том, надо ли это делать. Пока же все задействованные ведомства настроены на три крупных действия: вылов всей оставшейся рыбы в озере, очищение дна озера от слоя водорослей (толщина от четырех до семи метров!) и усиление проточности озера с помощью канала, соединяющего Котокель с рекой Кикой.
— Проект проточности озера Котокель существует с 1962 года, — говорит Теймур Магомедов. — Я обнаружил его в архиве Востсибрыбцентра, бывшего института «ВостсибрыбНИИпроект», который до 1989 года занимался этим проектом. За это время была доказана необходимость создания дополнительной проточности озера, разработаны и оформлены все проектные документы, получены все согласования в союзных ведомствах. Более того, с начала 80-х годов и до распада Советского Союза был прорыт и построен сам канал и автомобильная дорога для его обслуживания. По имеющимся документам, он практически готов, обложен. Сам проект содержит семь томов, там есть все — от расчетов и калькуляций до описания начала работ, засыпки гравия, подушки для автодороги!
Если верить этой документации, то для того, чтобы запустить канал в действие, требуется приблизительно 30 млн. нынешних рублей, а не сотни и сотни миллионов, как предполагалось ранее. С другими видами работ по очистке озера все намного сложнее.
— Наши проектировщики прикинули, сколько надо на то, чтобы очистить дно озера от донных отложений. Получилось порядка 800 млн. рублей! — восклицает министр природных ресурсов Бурятии Баир Ангаев. — Следующий вариант — дорыть канал и запустить воду с Кики. Но кто даст гарантию, что это безопасно и заражение из озера не попадет в Байкал. Необходимо провести научно-исследовательские работы, установить причину отравления, после этого провести проектно-изыскательские работы. Их нет нигде, а канал почти прорыт! Мы эти документы начали искать в прошлом августе.
Как выяснилось, существующие проектные документы на строительство канала вместе с обоснованием необходимости этого строительства Теймур Магомедов уже передал руководителю лаборатории Института общей и экспериментальной биологии СО РАН Николаю Пронину. Но по словам ученого, идея усиления проточности озера сегодня не актуальна.
— В том проекте я не нашел научного биологического обоснования создания проточности озера, — рассказал доктор биологии Николай Пронин. — На мой взгляд, здесь дело в другом. Ученые ведут анализ динамики изменений уровня воды озера Котокель с 85-го года. Есть вековые колебания климата, есть 25-летние и 12-летние циклы изменения уровня. В настоящее время озеро находится в одной из фаз низкого уровня. В данном случае, может быть, лучше было бы установить шлюз на вытекающей из озера реке Коточик и поднять уровень озера. Это будет гораздо дешевле, чем рыть 17-километровый канал. Тем более, что никто не рассчитывал то, насколько он сейчас сможет поднять уровень Котокеля. За 20 лет климатические условия здесь поменялись, и озеро сейчас находится в совершенно другом цикле изменений уровня воды, чем в конце 80-х годов.
Найти прорытый «канал» сегодня так же сложно, как какой-нибудь древний город в азиатских джунглях. Большей частью он зарос лесом и практически не различим на местности. Со стороны села Черемушки, от околицы которого начинали рыть канал, виден неглубокий явно искусственный ров с дождевой водой, упирающийся в полотно ведущей в село дороги. Конец канала находится в нескольких километрах от озера. Это все, что осталось от 20-летней работы советских проектировщиков и строителей.
Профсоюзы пугают кризисом и социальным взрывом
Пока же остро стоит другая проблема. Фирма «Байкалкурорт» через Фонд медицинского страхования уже продала все путевки на летний сезон в стоящий на озере и принадлежащий профсоюзам детский санаторий «Байкальский бор». Здесь намерены провести «оздоровление» почти семьсот больных детей (четыре заезда по 170 детей). Несмотря ни на что. В том числе на решение Управления Роспотребнадзора о несоответствии озера Котокель санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья людей использования его в целях рекреации. Не добившись финансовой помощи от президента Бурятии, к которому обращались деятели тред-юнионов, хозяева санатория сегодня в авральном порядке «осваивают» взятые взаймы в банках 6 млн. рублей на строительство «полей фильтрации» и реконструкцию своих слабеньких очистных сооружений. Однако в отведенный контрольными органами срок запуска полей фильтрации (до 15 июня) «Байкалкурорт» явно не укладывается. А возвращать деньги за путевки не хочет.
— В данной ситуации закрывать «Байкальский бор» политически неграмотно, — заявила на состоявшемся 5 июня в санатории очередном совещании по проблеме Котокеля председатель Объединения организаций профсоюзов (ООП) Бурятии Татьяна Сабаева. — К чему может привести в период кризиса то, что мы не оздоровим энное количество детей и оставим без работы работников санатория?! Фонд медицинского страхования закупил у нас путевки, которые уже разошлись по предприятиям. Если сейчас начать процедуру возврата денег, это будет какой-то социальный взрыв!
Эти устремления провести сезон в санатории «Байкальский бор» и на других 30 туристических объектах (всего 300 постоянных и 60 сезонных рабочих мест) поддерживают и в Министерстве природных ресурсов Бурятии. В аналитической справке, подготовленной в ведомстве Баира Ангаева, говорится о возможности проведения «оздоровления» «без использования озера». Двойственную позицию занял районный глава.
— Закрытие этого социально значимого заведения очень больно отразится на нашей социальной жизни, и лучше было бы, чтобы санаторий функционировал при соблюдении определенных санитарных требований, — заявил глава администрации Прибайкальского района Сергей Семенов. — С одной стороны, если это грозит здоровью людей, мы должны пойти на этот непопулярный шаг и закрыть вообще все турбазы. Если такое решение будет принято, то даже в условиях кризиса мы пойдем на любые затраты, чтобы полностью ограничить доступ населения к воде!
«Байкальский бор» закроют.
А что с турзоной?
Позиция же контролирующих органов однозначна. Из их недр вышли уже два запрета — на использование озера в целях рекреации и на вылов рыбы. По их мнению, закрыть сам «Байкальский бор» следует уже в этом году. И даже не из-за гаффской болезни, а из-за того, что неочищенные стоки санатория продолжают сливаться прямо в озеро. Оба места слива жидких стоков, в которых превышение ПДК вредных химикатов составляет в иные дни сотни и тысячи раз, находятся прямо на детском пляже.
— Что фактически сделано по запуску полей фильтрации санатория? — спрашивает государственный инспектор Ангаро-Байкальского управления Федерального агентства по рыболовству Надежда Нимаева. — Мы пришли к печальному выводу, что проведены только те земляные работы, которые должны были сделать еще в феврале-марте. Тем не менее в санаторий «Байкальский бор» уже завезли 163 ребенка, зная, что на озере установлен режим карантина! Сегодня мы выносим постановление о закрытии с 15 июня очистных сооружений санатория «Байкальский бор» для того, чтобы прекратить стоки в озеро.
Не менее жесткая позиция и у санитарных врачей.
— Мы сегодня оцениваем озеро Котокель как опасное для пребывания на нем людей, — говорит заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора Надежда Мантатова. — Наш запрет на использование озера в рекреационных целях уже действует, а сегодня я буду вносить предложение ввести запрет не только на купание, но и на использование воды из озера для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд.
В ближайшие дни санаторий «Байкальский бор», скорее всего, закроют. После запрета на работу его очистных сооружений некуда будет девать его жидкие отходы.
На фоне этой экологической катастрофы 10 июля во время Международной экономической конференции, которая пройдет в Бурятии в рамках Байкальского экономического форума, всего лишь в нескольких километрах от озера Котокель в селе Турка состоится презентация особой экономической зоны «Байкальская гавань».
Общество
4464
Мертвое озеро
Совместимы ли экологическая катастрофа на озере Котокель и проект турзоны «Байкальская гавань»?