Скандал в мэрии, связанный с арестом формального главы ОАО «Улан-Удэнская управляющая компания» Баира Цыренжапова, в самом разгаре. В руководство этой компании входит вся верхушка муниципальной власти столицы Бурятии
Мэра атакуют даже летом
Конец мая этого года ознаменован двумя событиями, внешне никак не связанными между собой. Главное событие — следователями прокуратуры на период следствия по уголовному делу по подозрению в мошенничестве и хищениях в особо крупных размерах взят под стражу генеральный директор ОАО «Улан-Удэнская управляющая компания» (У-УУК) Баир Цыренжапов. Столь суровая «мера пресечения» объясняется, скорее всего, желанием исключить возможность воздействия на главного подозреваемого.
Дело в том, что вместе с Цыренжаповым под подозрение автоматически попадают многие известные в городе люди. В первую очередь это Людмила Бутова, нынешний председатель Комитета по управлению имуществом администрации Улан-Удэ, единственного акционера «Улан-Удэнской управляющей компании», и бывшие руководители упомянутого комитета, а ныне вице-мэры и члены совета директоров У-УУК Зандра Сангадиев и Гемаля Гендунова.
Но самое пикантное, что среди членов совета директоров «Улан-Удэнской управляющей компании» числятся первый заместитель мэра Улан-Удэ Виктор Гаврилов, председатель Улан-Удэнского городского Совета депутатов Александр Голков и, наконец, мэр Улан-Удэ Геннадий Айдаев.
Второе по хронологии да и по значимости событие последней декады весны — Геннадий Айдаев вошел в состав политического совета Бурятского регионального отделения (БРО) партии «Единая Россия», укрепив таким образом позиции защиты.
— Мэр есть мэр, и, я думаю, его избрание членом политсовета БРО «Единой России» придаст импульс деятельности регионального отделения по выполнению наших уставных задач, — отреагировал на это событие партийный лидер «единороссов» Бурятии Владимир Павлов. — Как у члена политсовета, у него обязательно появятся поручения, которые он будет обязан выполнять.
Как попасть в совет директоров
Сегодня все официальные лица мэрии хранят гробовое молчание по поводу скандала с арестом Баира Цыренжапова. Там не хотят рассказать даже о цели создания «Улан-Удэнской управляющей компании» и о том, как эта компания выполняет свои прямые функции.
Во-первых, в оказании посреднических услуг по сбору платежей с горожан за ремонт и содержание их жилья, во-вторых, в использовании имеющегося в собственности компании бывшего муниципального имущества — шестидесяти нежилых помещений, которых по утвержденному горсоветом «прогнозному плану приватизации муниципального имущества» еще в прошлом году хотели выгодно продать для получения «неналоговых поступлений» в бюджет Улан-Удэ или не менее выгодно сдать в аренду с той же целью.
Председатель городского Комитета по управлению имуществом Людмила Бутова на просьбу рассказать о том, что же полезного за время своего существования сделала «Улан-Удэнская управляющая компания», через своего секретаря посоветовала «обратиться в пресс-службу» мэрии.
Единственным, кто решился ответить хотя бы за себя, стал председатель горсовета Александр Голков.
— Мой принцип в жизни — не лезть в те вопросы, которые находятся вне пределов моей компетенции, — говорит Александр Голков. — О том, что я являюсь членом совета директоров этой компании, я сам с удивлением узнал по телевидению. У нас этим вопросом занималась Гемаля Ботоевна (Г.Б. Гендунова, заместитель мэра Улан-Удэ по развитию инфраструктуры. — С.Б.). Когда я спросил ее об этом, она мне сказала, что вот, мол, извините, я без вашего ведома сама приняла такое решение. Я говорю: ну вы даете!
Сама Гемаля Гендунова сообщила «Информ Полису» о том, что к созданию ОАО «Улан-Удэнская управляющая компания» и к передаче ему муниципального имущества она «не имеет никакого отношения».
Кошмарить нельзя перестать
В то же время председатель горсовета в самой деятельности «Улан-Удэнской управляющей компании» ничего криминального не видит.
— Действительно, по нескольку раз в год депутаты горсовета по предложению Комитета по управлению имуществом вносили изменения в прогнозный план приватизации муниципального имущества, — говорит Голков. — И когда летом прошлого года вступил в силу федеральный закон (№159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства». — С.Б.), в соответствии с которым можно было часть имущества передать в частную собственность путем выкупа, Комитет по имуществу предложил не раздавать имущество, а получать с него арендную плату. Тем более что кризисные явления начались уже тогда, и городу нужно было пополнять свой бюджет!
Таким образом, призыв президента Медведева «перестать кошмарить бизнес» остался не услышанным, а закон, призванный помочь малому бизнесу получить в собственность те помещения, которые они долгие годы занимали на правах аренды, оказался заблокированным.
Закошмарили бизнесвумен
Владелица небольшого мебельного производства Ирина Тугарина до августа прошлого года восемь лет арендовала 200 квадратных метров помещения магазина на улице Комсомольской (остановка «Мебельный магазин»). После того, как по всем телеканалам неделю крутили знаменитую «кошмарную» фразу Дмитрия Медведева, и после 5 августа 2008 года, когда вступил в силу федеральный закон, дающий ей преимущества на приобретение арендуемого в течение трех и более лет помещения, Ирина решила воспользоваться своим правом и обратилась в мэрию.
Но оказалось, что этот закон для нее оказался бесполезным. За месяц до появления закона, а он был принят Госдумой 4 июля 2008 года, одобрен Советом Федерации 11 июля и вступил в силу в августе, мэрия успела сделать этот закон неработающим для тех, кто на тот момент арендовал у муниципалитета помещения.
11 июня 2008 года ОАО «Улан-Удэнская управляющая компания» получило свидетельство регистрации права собственности на помещение магазина Ирины Тугариной. С этого времени объект «перестал быть муниципальным имуществом», и закон на него уже не распространялся.
— Они (У-УУК. — С.Б.) действуют на основании свидетельства о регистрации от 11 июня 2008 года. Но, как выяснилось, этот объект был передан управляющей компании еще 27 декабря 2007 года, когда были внесены изменения в прогнозный план приватизации муниципального имущества, — говорит предприниматель Ирина Тугарина. — Зачем мне нужен был этот магазин? А затем, что у меня за плечами 60 человек, работников нашего предприятия. Это 60 семей. Мы не перепродаем мебель, не закупаем ее. Мы сами производим все, начиная от самой мелкой мебели, и сами ее продаем.
Сегодня Ирина Тугарина проиграла все суды, магазин не выкупила и вынуждена арендовать помещение в другом районе города. Все слова президента страны о поддержке малого бизнеса остались для нее пустым звуком.
Что интересует следователей
Тем временем большинство из 57 объектов недвижимости, переданных муниципальным Комитетом по имуществу в собственность «частной» «Улан-Удэнской управляющей компании» и оцененных мэрией в 169 млн. рублей, сегодня занимают на правах аренды другие представители бизнеса. Но главное в том, что собственник этих помещений сегодня может продать помещения этих магазинов, кафе, парикмахерских и предприятий услуг любому, кому захочет. Без всякого конкурса, без соблюдения права преимущественного выкупа и по какой угодно цене.
— Насколько мне известно, в решении не передавать в собственность помещения с правом преимущественного выкупа, которое подвергалось ревизии со стороны прокуратуры, никаких нарушений не обнаружено, — объяснил Голков. — Я считаю, что это совершенно банальное, жизненное решение. Мы его приняли в пределах своей компетенции и полномочия свои не превысили. Конечно, может быть, кто-то и думал в ближайшее время что-то приобрести... Но что делать?! Зато сегодня деньги от аренды поступают в бюджет города.
Насколько эффективно распорядились шестьюдесятью объектами недвижимости, полученными в ходе прошлогодней «операции» Комитета по имуществу, сказать сложно. Особенно учитывая неприятную историю с директором компании Баиром Цыренжаповым. Но некоторые примеры сомнительной эффективности можно привести уже сегодня.
О пище и о жизни
Помещение бывшего детского сада по улице Приречной, 23, с 1996 года занимала Республиканская благотворительная общественная организация (РБОО) «Пища для жизни». В течение 12 лет волонтеры организации собирали пожертвования, готовили в имеющемся в здании пищеблоке горячие обеды и проводили программы бесплатной раздачи пищи нуждающимся. В том же помещении находился офис «Пищи жизни». С осени прошлого года это здание никем не используется.
— Сейчас у нас нет своего помещения, поскольку в прошлом году мы не имели возможности выкупить это здание или выполнять измененные собственником условия аренды, — рассказывает председатель правления РБОО «Пища для жизни» Надежда Здарова. — Сегодня мы временно свернули раздачу бесплатной горячей пищи в школах и детских клубах для более чем двухсот детей из малообеспеченных семей. Пока единственной нашей программой остается раздача обедов в доме ночного пребывания бомжам, для которых мы готовим в домашних условиях.
Пока волонтеры ищут другое, подходящее для них по цене помещение, их бывшее здание пребывает в полном запустении и разрушается. Там разморожена система отопления, оставшееся оборудование похищено или уничтожено вандалами. Выяснить, какой доход получает от него городской бюджет, не удалось.
Сегодня в местной прессе называются разные суммы возможных хищений средств «Улан-Удэнской управляющей компании» — от 60 миллионов рублей до 340 миллионов. Неясен пока и сам предмет хищений. Деньги ли это, получаемые с горожан за ремонт и обслуживание жилья, которые собирает «Улан-Удэнская управляющая компания», или это средства, поступающие, как утверждает Александр Голков, в бюджет от использования бывшей муниципальной недвижимости? По разным оценкам, размер оперируемых «Улан-Удэнской управляющей компанией» денег и активов колеблется от 600 млн. до нескольких миллиардов рублей в год.
Политика
3815
Мэрию снова трясут
Скандал в мэрии, связанный с арестом формального главы ОАО «Улан-Удэнская управляющая компания» Баира Цыренжапова, в самом разгаре