24 июля во всех дацанах Буддийской традиционной сангхи России начнется один из самых больших и красочных праздников
Ежегодно он собирает не только верующих, паломников из разных уголков республики и страны, но и привлекает туристов, ученых-культурологов, этнографов, фотохудожников.
Молебен в честь бодхисаттвы Майдари, почитаемого как Грядущий Будда служит цели приблизить его пришествие. Поэтому каждый дацан этнической Бурятии со дня основания стремился, прежде всего, приобрести статуи Майдари и 1000 Будд. «Майдари» - монгольский вариант имени Будды Грядущего, в религиозной и научной литературе его называют «Майтрея». Считается, что именно он как один из 1000 Будд мироправителей, первым после Шакья-Муни снизойдет на людской материк. А пока он находится в небе Тушита ( небесная страна, где пребывают Будды до воплощения в человека» ). Из-за того, что он ожидает, когда придет время спуститься на землю, в некоторых сказаниях Майтрейя называется не Буддой, а Бодхисаттвой.
В первый день молебна 24 июля начнется Ганжур хурал, во время которого все ламы декламируют 108-томное собрание учения Будды Шакьямуни.
В основной день праздника 25 июля из главного храма дацана торжественно выносут статую Майтреи и установят на колесницу, запряженную символическим деревянным конем зеленого цвета. Они символизируют распространение и победу проповеди религии во времена пятого Будды. И вот под звуки уникальных ритуальных буддийских музыкальных инструментов, праздничная процессия начинает торжественно обходить по солнцу храм. Остановки делаются на четырех сторонах света для чтения обрядников-рабсалов, трактатов, приписываемых ему, для подношений.
К сожалению, сейчас в Бурятии невозможно увидеть цам - один из наиболее театрализованных, пышных, красочных обрядов богослужения, объединяющий целый ряд видов искусства: танец, актерское мастерство, искусство костюма, музыку. В некоторых монгольских монастырях круговращение Майдари сопровождалось докшитским цамом - танцевальной религиозной мистерией, символизирующей победу буддизма.
До революции в бурятских дацанах хранились специальные руководства на тибетском языке по проведению мистерии. Подготовка к цаму начиналась за полтора-два месяца; приводились в порядок музыкальные инструменты, подновлялись костюмы и маски, определялись исполнители. Танцующие репетировали некоторое время без масок, которые надевались позднее, когда исполнители уже свободно двигались. Изучив и запомнив рисунок своих танцев. Свидетелем такой общей репетиции без масок в Тамчинском дацане был известный бурятский ученый Б. Барадин. В своем дневнике от 5 июля 1903 года он оставил запись своих наблюдений. Накануне публичного представления проходило закрытое богослужение внутри храма, которым руководил главный церемонимейстер обряда Чамбон. Публичное представление - Цам докшитов устраивалось в монастырской ограде. Конечно, не все монастыри могли устраивать такие большие торжественные богослужения как Цам хурал, посвященный докшитам. В Бурятии бытовали сокращенные варианты мистерии, с меньшим количеством масок, а значит, и не столь продолжительные по времени. Это были дуйбэ цамы. Также исполнителями ролей гневных божеств могли быть только ламы более высокого ранга, посвященные в таинства мистерии». Режиссер Вячеслав Пудовкин в своем фильме «Потомок Чингисхана» оставил нам бесценные кадры праздника "Цам", он считал съемки этого праздника принципиально важными для фильма. Интересна история этих съемок. Дело в том, что ламы Тамчинского дацана – в то время резиденции бандидо хамбо-ламы отказали режиссеру в съемках мистерии. Лишь после обращения Пудовкина в администрацию Бурят-монгольской АССР, чиновники уговорили главу буддистов разрешить съемки в пользу киноискусства. В наши дни праздничную атмосферу Майдари-хурала дополняют спортивные соревнования и добровольные выступления артистов.
И наконец, в третий день 26 июля молебен посвящается Сахюусанам (защитникам Учения, проявляющимся в гневном облике). Верующие приходят с подношениями: молоко, черный чай для сэржэм (золотого питья, нектара), блюда-табаг из 5-7 нечетных рядов продуктов. В этот же день совершаются юролы для усопших. Верующие во время выполнения ритуала сэржэм обращаются к Сахюусанам с молитвой об исполнении желаний, с просьбой об удаче в делах, о благополучии семьи.
Затем следует обряд даллага (от монг. - «призывать») - призывание счастья и благосостояния.
Общество
3278
Праздник будущего будды
24 июля во всех дацанах Буддийской традиционной сангхи России начнется один из самых больших и красочных праздников