Общество
3278

Праздник будущего будды

24 июля во всех даца­нах Буддийской традиционной сангхи России начнется один из самых больших и красочных праздников

24 июля во всех даца­нах Буддийской традиционной сангхи России начнется один из самых больших и красочных праздников

Ежегодно он собирает не только верующих, паломников из разных уголков республики и страны, но и привлекает туристов, ученых-культурологов, этнографов, фотохудожников.

Молебен в честь бодхисаттвы Майдари, почи­таемого как  Грядущий Будда служит цели приблизить его пришествие. Поэтому  каждый дацан этнической Бурятии со дня основания стремился, прежде всего, приобрести статуи Майдари и 1000 Будд.  «Майдари» - монгольский вариант имени Будды Грядущего, в религиозной и научной литературе его называют «Майтрея». Считается, что именно он как один  из 1000 Будд мироправителей,  первым после Шакья-Муни снизойдет  на людской материк.  А пока он находится в небе Тушита  ( небесная страна, где пребывают Будды до воплощения в человека» ).  Из-за того, что он ожидает, когда придет время спуститься на землю, в некоторых сказаниях Майтрейя назы­вается не Буддой, а Бодхисаттвой.  

В первый день молебна 24 июля начнется Ганжур ху­рал, во время которого  все ламы деклами­руют 108-томное собрание учения Будды Шакьямуни.

В основной день праздника 25 июля из главно­го храма дацана торжественно выносут статую Майтреи и  установят на колесницу, запряженную символическим деревянным конем зеленого цвета. Они символизируют  распространение и победу проповеди религии во времена пятого Будды. И вот под звуки уникальных ритуальных буддийских музыкальных инструментов,  праздничная процессия начинает торжественно об­ходить по солнцу храм.  Остановки  делаются на четырех сторонах света для чтения обрядников-рабсалов, трактатов, при­писываемых ему,  для подношений.

К сожалению, сейчас в Бурятии невозможно увидеть  цам - один из наиболее театрали­зованных, пышных, красочных обрядов богослужения, объединяющий  целый ряд видов искусства: танец, ак­терское мастерство, искусство костюма, музыку. В некоторых монгольских монастырях круговращение Майдари сопровождалось докшитским цамом - танцевальной религиозной мистерией, символизирующей победу буддизма.

 

 До революции в бурятских даца­нах хранились специальные руководства на тибетском языке по про­ведению мистерии. Подготовка к цаму начиналась за полтора-два месяца; приводились в поря­док музыкальные инструменты, поднов­лялись костюмы и маски, определялись исполнители. Танцующие репетировали некоторое время без масок, которые на­девались позднее, когда исполнители уже свободно двигались. Изучив и запом­нив рисунок своих танцев. Свидетелем такой общей репетиции без масок в Тамчинском дацане был известный бурят­ский ученый Б. Барадин. В своем дневни­ке от 5 июля 1903 года он оставил запись своих наблюдений. Накануне публичного представления проходило закрытое богослужение внут­ри храма, которым руководил главный церемонимейстер обряда Чамбон. Пуб­личное представление - Цам докшитов устраивалось в монастырской ограде. Конечно, не все монастыри могли устраивать такие большие торжественные бого­служения как Цам хурал, посвященный докшитам. В Бурятии бытовали сокра­щенные варианты мистерии, с меньшим количеством масок, а значит, и не столь продолжительные по времени. Это были дуйбэ цамы. Также исполнителями ролей гневных божеств могли быть только ламы более высокого ранга, посвященные в та­инства мистерии». Режиссер Вячеслав Пудовкин в своем фильме «Потомок Чингисхана» оставил нам бесценные кадры  праздника "Цам", он считал съемки этого праздника принципиально важными для фильма. Интересна история этих съемок. Дело в том, что ламы Тамчинского  дацана – в то время резиденции бандидо хамбо-ламы отказали режиссеру в съемках мистерии. Лишь после обращения Пудовкина в администрацию  Бурят-монгольской АССР, чиновники уговорили  главу буддистов разрешить  съемки в пользу киноискусства. В наши дни  праздничную атмосферу Майдари-хурала дополняют спортивные соревнования и добровольные выступления артистов.

 И наконец, в третий день 26 июля молебен посвящается Сахюусанам (защитникам Учения, проявляющимся в гневном об­лике). Верующие приходят с подношениями: молоко, чер­ный чай для сэржэм (золотого питья, нектара), блюда-табаг из 5-7 нечетных ря­дов продуктов. В этот же день совершаются юролы для усопших. Верующие во время выполнения риту­ала сэржэм обращаются к Сахюусанам с молитвой об исполнении желаний, с про­сьбой об удаче в делах, о благополучии семьи.

Затем следует обряд даллага (от монг. - «призывать») - призывание счастья и благосостояния.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях