Жильцы дома по улице Бабушкина, 184, считают, что купили далеко не элитное жилье
Дольщики строительства в нашумевшем проекте «Экогород» вместо обещанного комфорта в новых квартирах обнаружили многочисленные проблемы и неудобства. Они намерены через суд добиться от строительной компании устранения всех нарушений
Главный вывод прокуратуры Бурятии: дом построен в соответствии с проектом и Градостроительным кодексом. Заводить дело на строителей прокуратура не стала, предоставив жильцам право самостоятельно обратиться в суд.
Шестиэтажный дом по улице Бабушкина, 184, сегодня является одним из зданий жилого комплекса «Экогород», возводимого с 2003 года строительной компанией «Жассо» на краю песчаного обрыва высокого берега протоки Забоки. Строился дом на радость дольщикам стремительно — еще в марте 2006 года на его месте был только котлован, а уже в декабре того же года счастливые новоселы въезжали в построенные на их же деньги квартиры.
Однако радость была недолгой. Третий год жильцы нового дома с помощью созданного ими товарищества собственников жилья ходят по инстанциям, пишут жалобы в прокуратуру, президенту Бурятии и судятся с компанией «Жассо».
— Мы называем наш комплекс не «экогород», а «эконом-город», — говорит Галина Цыбикова, жительница дома по улице Бабушкина, 184. — Потому что строители «экономили» на чем только могли. Стены внутри квартир должны были быть выполнены из экологически чистых мелкоштучных шлакоблоков толщиной в 12 сантиметров. В итоге оказалось, что они в два раза тоньше, сделаны из гипсокартона и внутри пустые. Все строительные материалы самые дешевые, насколько только можно. Санфаянс, отделочные материалы — все китайское. Я в мае 2005 года внесла в строительство сто процентов стоимости моей квартиры по цене 19,5 тысячи за квадратный метр. Это в то время, когда в среднем по городу квадратный метр жилья стоил 13,5 тысячи. Причем квартира должна была быть не в этом доме, а в соседнем, где сейчас находится отель «Аян» и живут сами застройщики. Но потом они все переиграли, и я получила квартиру на полтора года позже в этом доме по цене 18,5 тысячи рублей за квадратный метр. На возникшую разницу в цене я с ними договорилась о том, что они мне выложат кафелем ванную. А для того, чтобы заменить некачественно изготовленные и установленные окна, нам пришлось долго вести переговоры с застройщиками, упрашивать их.
Как меняли окна и фасад
Замена окон — одна из маленьких побед жильцов дома по улице Бабушкина, 184. Председателю ТСЖ «Экогород» Валерию Киндрасю в строительной компании «Жассо» сначала объяснили, что за эти пропускающие ветер и песок окна строители не отвечают, поскольку они только их устанавливают, а изготавливает окна компания «Технодом». После этого находчивый военный пенсионер, изображая из себя нового клиента-заказчика, явился в фирму «Технодом», где ему представили все технические условия, сертификаты и посчитали стоимость услуги по установке окон. Оказалось, что за 86 тысяч рублей ему могут поставить три вполне приличных окна. Тогда, признавшись, что он старый заказчик «Технодома», Валерий Киндрась потребовал объяснений, почему в его квартире установлены окна, которые постоянно «сифонят», а зимой на подоконниках и стенах рядом с ними образуются снежные наросты.
— Я свел двух директоров, «Технодома» и «Жассо», и спросил у них: почему имеют место такой брак и недоработки, — рассказывает Валерий Киндрась. — И поставил условие о том, что если окна не заменят, то я иду в Роспотребнадзор! Через три дня ко мне приезжает бригада, все отмерили, сделали окна и ни копейки с меня не взяли. Потом, когда соседи узнали об этой истории, тоже начали требовать. И в итоге окна заменили во всем доме.
В июле этого года жильцы во главе с председателем ТСЖ добились от фирмы «Жассо» ремонта фасада здания. Все финансовые затраты при замене отделки здания с помощью штукатурки на «вентилируемые фасады» из металлосайдинга (230 тысяч рублей) несет сам застройщик.
Однако на этом список побед членов ТСЖ «Экогород» заканчивается. Все остальные проблемы они намерены решать в суде.
Душ по методу Малахова
— Я живу в этом доме три года и ни разу не смог нормально принять душ, — говорит сотрудник службы судебных приставов Дмитрий Долхонов. — Дело в том, что водоснабжение здесь такое, что, когда моешься, вода идет то горячая, то холодная. Особенно утром и вечером, когда все пользуются водой. Плохо работает вентиляция, система отопления установлена так, что в спальнях зимой очень холодно, в подъезде вместо плитки лежит голый цемент. Канализация в квартирах установлена на высоте 12 сантиметров от пола. В результате этой ошибки для того, чтобы обеспечить слив воды, ванны поставлены выше, чем обычно, и установлены на дополнительные металлические штыри. Вообще непонятно, кто и как принимал в эксплуатацию этот дом! Выход здесь один — все это нам должны переделать, так как гарантийный срок на дом пять лет.
По словам Валерия Киндрася, то, что зимой в квартирах температура не превышает 12 градусов, объясняется неправильной установкой стояков и перепадом давления в системе отопления. То же самое с системой водоснабжения. Дело в том, что технические условия выдавались на проект малоэтажных зданий, а в итоге построили высотное сооружение, да еще и на возвышенности. Без находящихся на балансе ресурсоснабжающих организаций или муниципалитета водонасосных станций, повышающих давление при подаче воды и находящихся вне дома. Сам дом построен так, что централизованного отопления в нем нет, а в подвале установлены и нагреватели, и насосы, подающие наверх горячую и теплую воду и не рассчитанные на высотный дом. В итоге коммунальные услуги для жильцов дома стоят гораздо больше, чем для других горожан, поскольку они платят за потребляемую нагревателями и насосами электроэнергию.
Фирма «Жассо» выиграла в суде
Члены ТСЖ «Экогород» подали на строительную фирму «Жассо» жалобу в суд с требованием передать им несколько помещений в цокольном этаже, сегодня принадлежащих на правах собственности этой фирме-заказчику. Но проиграли. В ходе судебного разбирательства выяснились подробности того, как строился дом и как оформлялись необходимые для строительства документы. Фирма «Жассо» и выдавший ей разрешение на строительство Комитет по строительству мэрии пытались доказать в суде, что строители имели право менять проект дома без согласования с участниками договора о долевом строительстве, то есть с самими жильцами. Следовательно, все строительные «сюрпризы» для новоселов становятся как бы «законными».
— Мы все делали согласно проекту, все контролирующие органы были в курсе и все работы мы выполнили нормально, — говорит директор строительной фирмы «Жассо» Жанчип Цыбикдоржиев. — Мы прошли уже все инстанции, выиграли суд. Если бы мы были не правы, нас бы давно уже заставили все переделать. На словах, конечно, все что угодно можно кричать. А председатель ТСЖ у них (В.П. Киндрась. — С.Б.) такой человек, что собрал вокруг себя пять человек и ходит судится. Говорить он, конечно, умеет, и уже доставил нам много неприятностей.
Суд действительно отказал членам ТСЖ «Экогород» в удовлетворении требования о передаче их товариществу помещений, «захваченных» фирмой «Жассо». Однако юридическая тонкость в данном случае заключается в том, что пока однозначно не решен вопрос о том, распространяется ли на дом действие принятого Госдумой в 2005 году и вступившего в действие с 2006 года российского закона №214 «О долевом участии в строительстве». Этот закон защищает права дольщиков и требует, чтобы все изменения в проекте согласовывались с ними. Но его действие распространяется на те дома, разрешение на строительство которых выдано муниципальной властью после вступления закона в силу, то есть с начала 2006 года.
— Фирма «Жассо» представила в суд почему-то четыре разных разрешения на строительство, первое из которых датировано 29 сентября 2003 года, а на втором и последующих разрешениях, оформивших продление действия первого документа, стоит дата 6 октября 2005 года. Причем это все разные документы, — говорит Валерий Киндрась. — Однако разрешение выдано на строительство жилого комплекса, в проекте которого нашего дома вообще нет. В заключении Главгосэкспертизы №84 на проект комплекса «Экогород» есть 18-квартирный жилой дом, в котором сейчас разместилась гостиница, есть 5-квартирный коттедж, водно-развлекательный центр. Но нашего дома там нет! Следовательно, полученное разрешение на строительство на наш дом не распространяется. Но самое интересное то, что, оказывается, наш дом появляется в документах только в январе 2006 года в задании на проектирование жилого комплекса, выданном заказчиком проектной организации ООО «Экопроект». Там он значится как «5-этажный жилой дом с теплой стоянкой». Никакого разрешения на строительство этого дома не выдавалось вообще, как и не существовало самого проекта дома.
Встретятся вновь в суде
В другом заключении Главгос-экспертизы на проект жилого комплекса от 20 октября 2006 года, которое, по идее, должно было предшествовать выдаче разрешения на строительство, он значится в составе жилого комплекса тоже как пятиэтажный дом. Причем к тому времени дом был уже возведен как шестиэтажный. По мнению Валерия Киндрася, дом строился без разрешения на строительство, без всякого порядка выдачи документов, а проект, если он вообще существовал, переделывался по ходу строительства без согласия с дольщиками. Что касается Федерального закона «Об участии в долевом строительстве». Поскольку в проекте жилого комплекса и в заключении Главгосэкспертизы дом появился только в 2006 году, то есть после вступления закона в силу, то этот объект, по мнению жильцов дома, подпадает под действие закона. По крайней мере, члены ТСЖ «Экогород» намерены в суде доказывать свое право на согласование с ними изменений в проекте. Сегодня готовится еще один иск жильцов в суд.
— Мы не ставили вопрос о сносе дома как самовольно построенного объекта, так как сегодня на это никто не пойдет. В том числе и мы сами, — говорит председатель ТСЖ «Экогород» Валерий Киндрась. — Нашей целью не является то, чтобы кого-то лишили лицензии на строительство, сняли с должности или посадили за решетку. Мы просто хотим, чтобы нашли виновных в этих нарушениях при строительстве дома и за их счет устранили все нарушения. Потому что в законе сказано, что целью строительства жилого дома является достижение людьми комфорта. А мы комфортно себя в этом доме не чувствуем!
В ответе прокуратуры Бурятии на переданные президентом республики Вячеславом Наговицыным материалы по дому сказано, что все выявленные прокуратурой нарушения при строительстве дома и выдаче разрешения на ввод дома в эксплуатацию со стороны органов пожарного и строительного надзора являются несущественными, а в наказании виновных в этих нарушениях нет смысла, поскольку они уже уволены с работы или «истек срок давности привлечения виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности».
Председатель ТСЖ «Экогород» Валерий Киндрась целый год добивался того, чтобы на его доме за счет застройщика отремонтировали фасад. 1 августа на ул. Бабушкина, 184, начались ремонтные работы / Фото автора.
Общество
2435
«Эконом-город» вместо «экогорода»?
Жильцы дома по улице Бабушкина, 184, считают, что купили далеко не элитное жилье