Как в Бурятии устанавливают цену на бензин
Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России по Бурятии Елизавета Потапова рассказала журналистам о том, что ее судебный спор с главными игроками на рынке ГСМ в республике не закончен. Доказав прошлогодний факт сговора торговцев бензином в первой инстанции суда, но проиграв дело в Апелляционном арбитражном суде в Чите, ФАС готовится к схватке при рассмотрении их судебной кассации и отшлифовывает свои доводы. Противной стороной выступают предприятия компании «Бурятнефтепродукт» (БНП, структура, интегрированная в госкорпорацию «Роснефть») и пять более мелких игроков, покупающих бензин оптом у той же «Роснефти».
— В первой инстанции суда мы доказали, что они (продавцы бензина в розницу в Бурятии. — С.Б.) в одно и то же время установили одну и ту же цену на одни и те же виды ГСМ, что является признаком сговора, — говорит руководитель Бурятского Управления ФАС России Елизавета Потапова. — У нас есть доказательства сговора — распоряжения их директоров об установлении цены. Однако в апелляционной инстанции суда с нами не согласились, прислушавшись к доводам другой стороны о том, что фактически они по той цене не продают, а применяют различные скидки в зависимости от количества продаваемого бензина. Не учел суд и то, что у нас было запротоколированное мнение должностного лица БРК (Бурятской региональной компании. — С.Б.), который сообщил, что БНП давит на них, говоря: «Нас не интересует, какая у вас фактическая цена с учетом скидки, но на ценовых стелах должна висеть такая же цена, как у нас».
Борьбу с монополистами хотят «вертикально интегрировать»
Елизавета Потапова сообщила о том, что пока Бурятское УФАС здесь борется с мелкооптовым и розничным продавцом-монополистом «Бурятнефтепродуктом», в Москве ФАС России противостоит в судах самому злостному на сегодняшний день монополисту-нарушителю — госкорпорации «Роснефть», всей этой «вертикально интегрированной нефтяной компании» (ВИНК), включающей в себя предприятия по добыче нефти, ее переработке и продаже нефтепродуктов.
— 29 июля ФАС России вынесла решение том, что компания «Роснефть» в очередной раз нарушила антимонопольное законодательство, использовав свое доминирующее положение, — сообщила Елизавета Потапова. — Если мы говорим о том, что цена нефти на мировых рынках с октября прошлого года упала в три раза, то в России всего лишь на 15 процентов! И виноваты в этом ВИНКи. Эти компании — не наш «Бурятнефтепродукт», который «вынужден» повышать цену, учитывая высокие закупочные цены, расходы на транспорт и необходимость выплачивать зарплату своему большому коллективу. Они, «Роснефть», в прошлом году писали письмо премьеру Путину, обосновывали свои цены необходимостью строительства нефтепровода по большому контракту с «Чайна петролеум». Посмотрим, чем закончится дело. О том, что они не правы, сегодня говорят не только руководители ФАС, но и президент России. Мне кажется, что они должны подчиниться и выполнить решение антимонопольного органа.
В прошлом году ФАС России скромно оштрафовала «Роснефть» на сумму в 1,5 млрд. рублей за установление «монопольно высокой цены» на бензин. «Роснефть» подала жалобу в суд и выиграла две инстанции суда — первую и апелляционную. На днях на «Роснефть» наложен уже так называемый «оборотный штраф» — от одного до пятнадцати процентов размера выручки правонарушителя от реализации товара. За искусственное создание дефицита ГСМ на оптовом рынке, следствием чего стало летнее повыщение цен на бензин в рознице. Точный размер штрафа не называется, поскольку «Роснефть» не показывает свои обороты. Ясно, что это не те «смешные» для «Роснефти» 1,5 млрд. рублей.
Будут ли «посадки»?
Возможность налагать «оборотные штрафы» появилась у ФАС с введением в действие так называемого «2-го антимонопольного пакета» изменений в федеральное законодательство. Елизавета Потапова прокомментировала суть этих 250 изменений и поправок в целый ряд федеральных законов Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях. Сегодня коллеги Елизаветы Потаповой получили право собирать доказательную базу и проводить расследования, ведущие к долгожданным «посадкам» коррупционеров, проводить внеплановые «проверки на рассвете», не согласовывая время этих проверок с «хозсубъектами».
Cегодня от ответственности за сговор на рынке освобождается только то лицо, которое первым призналось в сговоре. Раньше все участники сговора могли скопом прийти в ФАС, «покаяться» и получить общее «отпущение грехов».
Изменился и срок давности, по истечении которого нарушитель освобождался от наказания рублем. Раньше этот срок в один год начинался с момента совершения правонарушения. Сейчас точка отсчета — время начала рассмотрения нарушения в антимонопольном органе.
— Нужны действия вплоть до посадки должностных лиц, которые виновны в этих сговорах, — считает руководитель Елизавета Потатова.
Бизнес
1632
ФАС — лекарство от жадности?
Как в Бурятии устанавливают цену на бензин