19 августа на территорию Бурятии перегнали первую партию скота из Монголии
400 овец монгольской грубошерстной породы на четырех КамАЗах пересекли монголо-российскую границу в Кяхте. Всего будет перевезено 3 тысячи голов овец
Дорога ложка к обеду
Этому поистине историческому событию предшествовала кропотливая и изнурительная работа российских и монгольских специалистов сельского хозяйства, начатая еще в прошлом году после подписания соглашения между Республикой Бурятия и Монголией.
— К этому событию мы шли долгих двадцать лет, с тех пор, как по всему периметру границ было свернуто монголо-российское приграничное сотрудничество, — сказал Жаргал Батуев, министр сельского хозяйства республики. — Очень хорошо, что первая партия монгольских овец перевезена на нашу сторону в преддверии приезда президента Дмитрия Медведева в республику и его визита в Монголию.
Напомним, 4 мая текущего года президент Бурятии Вячеслав Наговицын дал поручение осуществить первую поставку живого скота из Монголии до конца мая. Однако соблюдение строгих санитарных условий затянуло этот процесс. 11 ветеринарных врачей из Кяхтинского района вели отбор овец на территории Селенгинского аймака. Чтобы отобрать 400 голов, им пришлось осмотреть порядка 80 тысяч овец на 160 животноводческих стоянках.
Первый перегон
19 августа в администрации Селенгинского аймака Монголии в г. Сухэ-Баторе состоялось рабочее совещание по вопросам организации перегона живого скота из Монголии в Бурятию. Совещание на сопредельной территории прошло по инициативе Министерства сельского хозяйства и продовольствия Бурятии, в нем приняли участие главы приграничных муниципальных образований республики и руководители сельхозорганизаций.
С монгольской стороны на встрече присутствовал губернатор Селенгинского аймака Г. Эрдэнэбат, председатель Хурала гражданских представителей аймака Ж. Санжжав. С российской стороны делегацию возглавил министр сельского хозяйства и продовольствия республики Жаргал Батуев. Затем представители сторон поехали на карантинную стоянку, где овцы отстаивались три недели. После погрузки на грузовики караван двинулся в сторону пограничного перехода Кяхта — Алтан-Булаг. Прохождение границы заняло долгие часы, и уже в сумерках овец привезли на отдаленную стоянку в Кяхтинском районе. Здесь овцы будут отстаиваться на карантине еще три недели. И только после этого их повезут первым покупателям в СПК «Харгана» Селенгинского района. Руководство СПК в лице депутатов Народного Хурала Сергея Цыдыпова и Юрия Мельчакова, а также их компаньонов Сергея Турусова и Анатолия Шарапова присутствовало на этом событии.
В числе первых получателей и хозяйства Закаменского, Джидинского и Кяхтинского районов. Вообще Кяхтинский район принял активное участие в перегоне скота, предоставив для этого специалистов, грузовой транспорт, стоянку для карантина и многое другое. И, естественно, руководство района намерено получить отдачу — закупить племенных овец для роста поголовья скота в районе.
Страна коварной эпизоотии
Эпизоотическая обстановка в Монголии очень сложная, домашние животные могут быть заражены множеством различных заболеваний, в том числе и такими опасными, как сибирская язва и бруцеллез. При этом их проявления очень коварны. В Монголии, как правило, болезнь протекает бессимптомно, а в других условиях возбудители болезней могут быстро активизироваться.
— Ветеринарная служба у них находится в глубоком упадке из-за отсутствия средств, — говорит Валерий Цыремпилов, глава Кяхтинского района. — В настоящее время в соседней стране с населением 3 млн. человек насчитывается 43 млн. голов скота. Ежегодный прирост составляет 4 — 4,5 млн. Так, в том же соседнем Селенгинском аймаке с населением 110 тысяч человек три года назад насчитывалось 600 тысяч голов, а в этом году перевалило уже за 1,5 млн. голов.
По словам Цыремпилова, в аймаке принято решение более не увеличивать поголовье, а сосредоточиться на производстве зерна, кормовых культур и овощей. Монголия переживает перепроизводство скота. Мясо, шерсть и шкуры просто некуда девать, а рынок громадного Китая практически закрыт. Это видно даже наглядно: куда ни кинешь взгляд, везде коровы, лошади, овцы, козы и верблюды. Экспорт живого скота — один из способов решить проблему перепроизводства.
— Это исторический день не только для Бурятии, но и для Монголии, — говорит Евгений Сандаков, начальник Республиканской ветслужбы. — Впервые живой скот идет оттуда на развод как племенной, а раньше только на мясокомбинаты.
Особенно контрастно смотрятся монгольские табуны, стада и отары после пустынных пастбищ Бурятии. А между тем в советский период в нашей республике насчитывалось 1,5 млн. голов скота, сейчас их количество достигает всего лишь 300 тысяч.
Куда скотина?
— Анализы биоматериала животных проводились во Владимире, Покрове и частично в Улан-Удэ, — говорит Абрам Ефимов, руководитель «Агролизинга» Бурятии. — Расходы на исследования, доставку, таможенные сборы, НДС заложены в стоимость одной головы, составляющей здесь около 2400 рублей. А дальше мы будем реализовывать по цене около 3600 рублей.
Живой скот предназначен в основном для дальнейшего разведения. Он хорошо приспособлен к климатическим условиям Бурятии, неприхотлив, способен практически круглый год находиться на подножном корме. Правительством Бурятии поставлена задача использовать монгольский скот для увеличения количества и качества местного поголовья.
— Разрешение на ввоз живого скота удалось получить только Бурятии, — сообщил Жаргал Батуев. — Между тем потребность в обновлении крови овец, улучшении породы есть в Туве, Алтае, Калмыкии, Забайкальском крае, Иркутской области и в других регионах. Мы продолжим нашу совместную работу с животноводами Монголии. От этого выиграют в первую очередь жители нашей республики.
Бизнес
4798
Скотоимпорт: восстание из тьмы
19 августа на территорию Бурятии перегнали первую партию скота из Монголии