Программа «гуманитарных исследований» экспедиции «Миры» на Байкале» этого года была сильно ограничена. Большая часть лета ушла на подготовку батискафов, на несколько погружений с целью изучения гидрологии и геологии Байкала, на «путешествия в бездну» VIP-персон, деловых партнеров-олигархов и друзей главы компании «Метрополь» Михаила Слипенчука (Тиньков, Макаревич), а также коммерческие катания по дну Байкала «денежных мешков» рангом пониже.
Среди заядлых глубоководных туристов и Геннадий Айдаев, который в прошлом году вместе с президентом Бурятии Вячеславом Наговицыным публично прошел крещение в «Мирах» и получил личный статус «гидронавта». Президент ограничился одним бесплатным для него погружением, но мэру Улан-Удэ так понравились экстремальные приключения в батискафе, что уже в этом году он без лишней огласки еще дважды «глотнул адреналина» на дне священного сибирского моря. Напомним, что одно погружение в батискафах «Мир» стоит 500 тысяч рублей.
«Золото Колчака» окупит все затраты
Поиском так называемого «золота Колчака» гидронавты занимались всего лишь несколько дней в конце августа 2009 года. Однако это не говорит о слабой заинтересованности главы «Метрополя» в этих изысканиях. Михаил Слипенчук вложил свои кровные $12 млн. в проект «Миры» на Байкале», весьма шумный в плане пиара, но не принесший пока видимой экономической выгоды. Разработка Холоднинского месторождения близ Байкала по-прежнему запрещена, а лицензию на разработку и активы владельца лицензии, своей «дочки» — компании «Металлы Восточной Сибири» (МВС), финансовая группа «Метрополь» не может никому продать. Перспективы добычи газа и нефти здесь так же туманны. Однако если Байкал отдаст «Метрополю» хранящуюся в нем часть «золотого запаса» Российской империи, то это не только окупит все затраты на подготовку к продаже всех вместе взятых месторождений из цинко-бериллиевого «бурятского ожерелья» Михаила Слипенчука, а также на «глубоководный пиар-проект», но и введет его в число богатейших людей мира и авторитетнейших коллекционеров.
Где лежит «золотой эшелон»
Как сообщил участник экспедиции гидронавтов Алексей Тиваненко, долгие годы ищущий на южном Байкале «золото Колчака», во время своего последнего погружения на «Мире-2» он лично на дне Байкала видел металлические обломки вагонов эшелона, который увозил на восток золото империи. Несколько частей одного из вагонов (детали ручной тормозной системы) 25 августа были подняты исследователями со дна Байкала.
— Спуск мы начали 25 августа в районе разъезда Баклань на южном Байкале, — рассказывает гидронавт-исследователь Алексей Тиваненко. — Спускались вдоль отвесной вертикальной стены. На первом уступе, который находится в этом месте на глубине 250 метров, начали попадаться обломки вагонов упавшего с этой скалы эшелона. Ниже уступ, шириной метров в пять, переходит опять в вертикальный обрыв. И, наконец, на глубине уже 1000 метров мы обнаружили большую осыпь из огромных камней-валунов, перемешанных с металлическими обломками вагонов. Часть эшелона, сошедшая с рельсов Кругобайкальской железной дороги и упавшая на дно Байкала, увлекла за собой камни с самой подводной стены. Все вагоны буквально перемолотило. Все погнуто, искорежено, тяжелые металлические детали разорваны огромной силой.
Оказалось, что найти место падения «золотого эшелона» — это еще полдела. Теперь целый год организаторы будут думать, как они будут разбирать осыпь на дне, состоящую из гигантских валунов и тяжелых частей вагонов. Сами батискафы «Мир» с работой подъемных кранов не справятся, тем более находясь рядом с вертикальной подводной скалой, о которую Байкал может их ударить. На сегодняшний день не найдено пока ни одного золотого слитка. По словам исследователей, это возможно лишь после того, как будет разобрана осыпь из камней-валунов. Техническое решение этой задачи должно быть найдено к следующему лету, когда основное время батискафы «Мир» затратят на подъем «золота Колчака». А пока, по словам руководителя экспедиции, арктического исследователя, Героя России Артура Чилингарова, «люди и машины устали». Сам Артур Чилингаров, срочно прилетевший из Москвы «поднимать золото Колчака», не смог в последний день экспедиции совершить спуск к найденному «золотому эшелону».
— Мы с ним (Артуром Чилингаровым. — С.Б.) должны были опуститься на «Мире-1» к месту падения вагонов, — говорит Алексей Тиваненко. — Однако после того, как мы прибыли на место, у одного из аппаратов оказалась неисправной гидравлика. На большие глубины спуск совершается только двумя аппаратами, и в этот раз пилоты не решились опускать один аппарат. В это время на Байкале было холодно, сильно штормило. Волна швыряла баржу с «Мирами». В итоге мы закрыли экспедицию до следующего года. До вероятного места падения «серебряного обоза», обнаруженного «Мирами» еще в прошлом году, мы тоже не доплыли. Так что будущим летом основной программой «Миров» на Байкале», скорее всего, будет поиск артефактов и «золота Колчака».
50 лет назад Алексей Тиваненко, уроженец этих мест на юге Байкала, сам держал в руках банковский слиток с царским клеймом. Этот позолоченный слиток оказался муляжом золота. Хозяйка, местная жительница, использовала его в качестве гнета при засолке капусты. В 2010 году у краеведа-историка есть все шансы самому поднять со дна Байкала настоящие слитки легендарного «золота Колчака», надежно укрытого хозяином Байкала от дайверов и другого рода искателей приключений.
История золотого эшелона
В 1920 году в руки Чехословацкого корпуса Антанты, волей судеб вовлеченного в гражданскую войну в России, попал «золотой запас» Российской империи, хранителем которого до последнего времени был «верховный правитель России» адмирал Колчак. По соглашению с советским правительством «белочехи» выдали красным самого Александра Колчака и половину (15 тысяч пудов) золотого запаса. Взамен Ленин пообещал возвращающимся через Владивосток чехословакам беспрепятственный проезд по железной дороге с оставшейся у них другой половиной «золотого запаса».
Тем не менее Советы «вероломно» нарушили соглашение. В секретной телеграмме Ленина из Москвы глава советского правительства призвал любыми средствами не допустить провоз «золотого запаса» в неконтролируемое советскими войсками Забайкалье. По Ленинской инструкции местные ревкомы стали минировать и взрывать железнодорожные тоннели у Байкала, мосты, приводить в негодность паровозы и вагоны. Всего было заминировано три тоннеля — на 99-м км Кругобайкальской железной дороги у разъезда Баклань, возле станций Маритуй и Слюдянка. В итоге два первых тоннеля чехословаки разминировали, а тоннель у Слюдянки был взорван.
Ко времени, когда «разведка донесла» (среди чехов тоже оказались сочувствующие коммунистам), в каком из 300 чехословацких эшелонов повезут «золото Колчака», взрывчатки у красных диверсантов не осталось. Тогда был выбран «проверенный» на железной дороге способ — горный обвал. По свидетельствам жителей разъезда Баклань, как только эшелон, на котором предположительно везли золото, вышел из тоннеля в этом месте, на него был сброшен со скалы огромный валун, повлекший за собой обвал. Этот камень разорвал эшелон на две части, и задняя часть поезда сошла с рельсов в Байкал и упала с отвесной подводной скалы на дно озера на глубину более тысячи метров.
Эту историю 70-летний бывший машинист-железнодорожник Василий Пуляев восстановил по рассказам старожилов - жителей разъезда Баклань, мобилизованных белочехами на подъем части эшелона. Сами люди, поднимавшие с небольшой глубины часть груза эшелона, в том числе и золото, указали Василию Пуляеву секретное место.
Общество
5229
Алексей Тиваненко: «Мы нашли золото Колчака»
Программа «гуманитарных исследований» экспедиции «Миры» на Байкале» этого года была сильно ограничена. Большая часть лета ушла на подготовку батискафов, на несколько погружений с целью изучения гидрологии и геологии Байкала, на «путешествия в бездну» VIP-персон <br>
<br>
Добавлена "История золотого эшелона".