Амбициозный проект республиканских властей переживает своё очередное возрождение
Прежние проекты «Комплексного развития Забайкалья» не выдерживали критики федеральных властей как с точки зрения завышенных финансовых ожиданий, так и со стороны целесообразности некоторых предприятий. Однако в этот раз, как говорят авторы проекта, всё будет по-другому.
Более того, никаких ассоциаций с прежним прожектом «новая» команда не хочет, признавая, что негатив от потерпевшего фиаско предприятия вредит репутации сегодняшнего предприятия.
Цель прежнего проекта, как и нынешнего, заключалась в создании новой индустриальной базы развития экономики региона. Он также должен был сократить дефицит транспортной и энергетической инфраструктуры слабо освоенных территорий северо-востока Бурятии.
— Сейчас мы сформировали новое юридическое лицо, так как ответственности за старые недоработки мы нести не хотим, — заявил заместитель председателя правительства РБ Александр Чепик.
Что было вначале
Инициатором государственно-частного партнёрства на уровне крупного бизнеса была компания «Метрополь». Позже состав участников менялся, но несущественно. Проект «Комплексное развитие Забайкалья» был призван стимулировать бизнес к освоению крупных месторождений на северо-востоке, востоке Бурятии и севере Забайкальского края. Для этого государство в лице правительства Бурятии и руководства Забайкальского края при помощи средств Инвестиционного фонда РФ должно было обеспечить необходимую инфраструктуру, а именно дороги и электроэнергию.
Практически два года шли обсуждения, менялось экономическое обоснование проекта, шло согласование с федеральными отраслевыми министерствами.
Ещё в апреле этого года во время приезда в Улан-Удэ Анатолия Квашнина критика «Комплексного развития Забайкалья» касалась экономического и экологического обоснования. Напомним, что такая сумма требуемых инвестиций была озвучена в Бурятии впервые — почти 600 млрд. рублей, из них 53 процента — средства из Инвестиционного фонда. Также неясно было с экологической экспертизой печально известного Холоднинского месторождения свинца и цинка. Проект был признан сырым и отправлен на доработку. Однако, пройдя первые инстанции, позже, летом, проект и вовсе «встал».
Работа над ошибками
На Байкальском экономическом форуме неожиданно было объявлено о создании нового юридического лица, управляющей компании «Комплексное развитие Республики Бурятии». Обновлённый и расширенный состав участников подписал соглашение о намерениях, в рамках которого и планируется будущее сотрудничество.
На сегодняшний день, кроме компаний, подписавших соглашение, ООО «ИФК «Метрополь», ОАО «ОГК-3», ОАО «ТГК-14», ООО «Золотой Восток-Сибирь», ОАО «Байкальская лесная компания», ОО «УК Интергео», ЗАО «Горная компания «Вертекс», ОО «Группа Акрополь», СУЭК и ОАО «РусГидро», детали своего участия обсуждают РЖД и ФСК. Предложено участие и ОАО «ХК «Металлоинвест» (Удокан).
— В «Комплексном развитии Забайкалья» предыдущей редакции был проект железной дороги Могзон — Озёрная — Таксимо, — говорит Александр Чепик, — этот проект был спроектирован ещё в советские времена, с тех пор всё поменялось. Дело в том, что для республики он был бы очень дорог и неэффективен. Есть другой проект, который был проработан: Новоильинск — Озёрное — Новый Уоян, он закрывает потребности всех наших месторождений. Мы сейчас ищем выход на Монголию и Китай, как перспективные, имеющие необходимый объём грузопотока направления, а так по старой схеме практически весь грузопоток направлялся по более длинному пути. Мы считаем, что это неправильно, и сейчас пытаемся внести соответствующие изменения в стратегию.
В новый проект с новыми силами
Новый проект отличается от старого. Согласно ему, планируется построить на порядок больше объектов инфраструктуры за меньшие деньги. Учитывая прежний опыт, стоимость проекта была снижена более чем в два раза и сейчас равна 230 млрд. рублей. Благодаря только изменению схемы железнодорожного строительства стоимость сократилась на 4 млрд. рублей.
Концепция государственно-частного партнёрства осталась в силе. Такое же практически равное соотношение инвестиций: 50,4 процента — 49,6 процента, то есть, говоря простым языком, диалог следующий: «Сколько вложишь денег, столько мы тебе инфраструктуры и построим».
Одним из источников финансирования проекта выступают собственные и заёмные средства инвесторов. В условиях финансового кризиса некоторые компании ждут от государства, кроме обязательств по построению инфраструктуры, и государственных гарантий при получении кредитов.
Как утверждают в правительстве РБ, вопросы, связанные с предоставлением госгарантий на республиканском уровне, уже решаются.
— Что касается федеральных госгарантий, мы все необходимые письма направили и в рамках визита высоких гостей обсуждали эту тему, в том числе с представителями бизнеса, которые участвуют в проекте. Дело в том, что федеральные госгарантии должны быть обеспечены залогом. Есть определённые процедуры, есть Бюджетный кодекс.
Реализация проекта, как отмечают в правительстве Бурятии, позволит сократить дефицит транспортной и энергетической инфраструктуры. Готовой инфраструктурой в будущем, вслед за крупным, сможет воспользоваться и средний и малый бизнес.
Бизнес
2944
Комплексное развитие Забайкалья. Возрождение
Амбициозный проект республиканских властей переживает своё очередное возрождение