Муниципальное унитарное предприятие “Водоканал” обратилось в арбитражный суд Бурятии с исковым заявлением на республиканскую службу по тарифам (РСТ) за отказ в выдаче заключения на инвестиционную программу по развитию коммунальной инфраструктуры Улан-Удэ
МУП “Водоканал” просит суд признать бездействие РСТ незаконным, и обязать республиканскую службу по тарифам подготовить заключение на инвестиционную программу в разумный срок. Арбитражный суд Бурятии возбудил производство, назначив дату предварительного заседания на 8 сентября.
Понуждение к тяжбе
Обращение муниципального унитарного предприятия в суд на тарифную службу — событие беспрецедентное не только в Бурятии, но и в масштабах всей России. В МУП “Водоканал” “МК” пояснили, что инвестиционная программа направлена на улучшение технических характеристик инфраструктуры предприятия, замену ветхих и аварийных сетей, уменьшение непроизводственных потерь и повышение качества оказываемых населению услуг по водоснабжению и водоотведению. Стоимость ее составляет порядка 225 миллионов рублей. Она была разработана еще осенью прошлого года и вынесена на сессию Улан-Удэнского городского совета для утверждения. Однако вмешалась республиканская прокуратура, справедливо посчитавшая, что в соответствии с федеральным законом “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса” инвестиционная программа должна получить заключение специалистов “органа регулирования субъекта Российской Федерации”. Таким органом в Бурятии является республиканская служба по тарифам.
Сказано — сделано. Давно готовая к утверждению инвестиционная программа была направлена в РСТ, да там и умерла. Что называется, ни ответа, ни привета. Закончилось лето, а вместе с ним ушли надежды на модернизацию сетевого хозяйства МУП “Водоканал” в нынешнем году.
Почему республиканская служба по тарифам не дает заключение на инвестиционную программу муниципального унитарного предприятия, никто точно сказать не может. РСТ фактически уходит от ответа, не говорит ни “да”, ни “нет”, тянет время, ссылается на тот же федеральный закон, который будто бы указывает, что у РСТ нет соответствующих полномочий. Прокуратура считает, что полномочия есть. И обязанность тоже есть.
МУП “Водоканал”, потерявшее почти год на уговоры и переговоры, называет поведение РСТ “бездействием”. Весьма встревожен Улан-Удэнский городской совет, несущий солидарную ответственность с мэрией Улан-Удэ за все, что происходит в городе. Тем более сейчас, когда 131-м федеральным законом на представительный орган власти возложена обязанность по утверждению тарифов местного значения, к числу которых относятся тарифы на тепло, канализацию, горячую и холодную воду.
Политический вопрос
Как стало известно “МК”, прокуратура Бурятии предпринимала не одну попытку привлечь руководство республиканской тарифной службы и лично ее главу Оксану Чебунину к диалогу со всеми заинтересованными сторонами. Но — безрезультатно. Дошло до того, что сама прокуратура вынуждена была изучить практику взаимоотношений регулирующих органов с органами местного самоуправления в других субъектах федерации. Картина получилась не очень радостная, поскольку почти в половине случаев региональные тарифные службы ведут себя точно так же, как и бурятская РСТ.
Но ведь другая половина на инвестиционные программы, подобные МУП “Водоканал”, свои заключения все-таки дает!
Справедливости ради отметим, что и в республиканской службе по тарифам случаются прояснения. Буквально на днях депутаты Улан-Удэнского городского совета на своей 10-й сессии смогли таки утвердить инвестиционную программу ТГК-14, долгое время по той же самой причине лежавшей без движения. По словам директора “Улан-Удэнского энергетического комплекса” — филиала ТГК-14 Константина Мошковского, стоимость инвестиционной программы составляет 231 миллион рублей. Это те самые средства, которые предприятие рассчитывает заработать на тарифе на подключение новых объектов недвижимости к городским тепловым сетям. Цели и ожидаемые результаты инвестиционной программы взаимоувязаны. Это развитие источников тепловой энергии и тепловых сетей Улан-Удэ, повышение качества и надежности системы теплоснабжения и обеспечение перспективного роста строительства жилья и объектов социальной сферы. Важнее не придумаешь! И очень жаль, что такая программа принята с большим опозданием.
Прошло несколько месяцев со дня ее разработки, прежде чем РСТ неожиданно согласилась ее рассмотреть и выдать долгожданное заключение. По мнению экспертов, РСТ “буквально перешагнула через себя”, сделав для ТГК-14 исключение, что может быть связано лишь с одним обстоятельством: все, что касается Улан-Удэнского энергетического комплекса, давно стало большой политикой. И быть хотя бы косвенно замешанной в возможных авариях, случающихся, как правило, суровой зимой, никому не хочется. Даже РСТ. “Водоканал”, в отличие от ТГК-14, пока не попадал в сводки чрезвычайных происшествий России и не был предметом для разговора высших руководителей страны. Долго ли! Даже общий километраж всего сетевого хозяйства Улан-Удэ, составляющий 1300 километров, уже внушает ужас. Вдвойне ужасен тот факт, что износ труб — от 50 до 70 процентов и выше. А, к примеру, износ канализационных сетей (зона ответственности “Водоканала”) давно разменял восьмой десяток процентов, и непринятие мер по ремонту и замене аварийных и ветхих участков чревато для города большими потрясениями. Чтобы окончательно представить масштаб возможной трагедии, добавим, что километраж канализационных труб в Улан-Удэ — свыше 400 километров. И требует для срочного ремонта не один десяток миллионов рублей.
Кто в доме хозяин
Уступка для ТГК-14 действительно кажется лишь уступкой. В правительстве Бурятии “МК” поведали о любопытном факте, который дает реальное представление о нравах республиканской тарифной службы и ее молодого руководителя Оксаны Чебуниной. Месяц назад под председательством президента Бурятии Вячеслава Наговицына прошло совещание с участием министров, ответственных за инфраструктуру, представителей мэрии Улан-Удэ, собственников ТГК-14, приехавших из Москвы. Была и Оксана Чебунина. На совещании обсуждались проблемы безаварийного функционирования энергетического комплекса столицы Бурятии. Как водится, был подготовлен протокол, содержащий поручения для участников процесса. Никаких особых поручений для РСТ в протоколе не было. Документ был подписан день в день.
Его завизировали министры, заместитель председателя правительства Бурятии Александр Фоменко, мэр Улан-Удэ Геннадий Айдаев, собственники ТГК-14. Все, кроме Оксаны Чебуниной! Вот уже месяц мэрия Улан-Удэ пытается добыть заветную закорючку руководителя республиканской тарифной службы, да не может. Решение не принимается. Ни “да”, ни “нет” не говорится. Тянется время.
Подпись не пустая формальность. Она дает жизнь протоколу, содержащему прямые поручения президента Бурятии Вячеслава Наговицына. Нет протокола — нет поручения. Нет поручения — нет работы. Еще одна программа ТГК-14 (о надбавках к тарифу) зависла на неопределенный срок, поскольку для ее движения администрации Улан-Удэ позарез нужна ссылка на протокол совещания у президента. А как сослаться на документ, не имеющий подписи руководителя РСТ? Вот и спрашивается: кто в доме хозяин?
Заметим, что любая инвестиционная программа организаций коммунального комплекса ложится в тариф. Власти убеждены, что отсутствие в тарифе инвестиционной составляющей будет иметь самое пагубное последствие для безопасности инфраструктурных объектов города. То, что деньги в развитие сетевого хозяйства вкладывать необходимо — аксиома, не нуждающаяся в доказательствах. Иначе потребуется не в пример больше средств на ликвидацию последствий чрезвычайных происшествий, как это было в истории с ТГК-14 в Улан-Удэ две зимы подряд.
Бездействие, как и непрофессионализм, способно привести к удручающим последствиям, а потому, наверное, МУП “Водоканал” и обратилось в арбитражный суд с четкой формулировкой: признать бездействие РСТ незаконным. И в случае чего — разделить ответственность. Но третью зиму катастроф город может и не выдержать.
Когда верстался номер
Буквально в понедельник мэрия Улан-Удэ получила из федеральной службы по тарифам России (ФСТ РФ) ответ на свой запрос: должны ли органы регулирования субъектов федерации давать заключения на инвестиционные программы коммунального комплекса? В письме в адрес администрации города в частности говорится: “Федеральная служба по тарифам рассмотрела в пределах своей компетенции ваше обращение и сообщает: “…по мнению ФСТ России, органы регулирования субъектов Российской Федерации дают заключения на все инвестиционные программы организаций коммунального комплекса, при рассмотрении которых органом регулирования муниципального образования было вынесено решение о доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса”. Что и требовалось доказать.
Бизнес
1267
Тариф спит, служба идет
Муниципальное унитарное предприятие “Водоканал” обратилось в арбитражный суд Бурятии с исковым заявлением на республиканскую службу по тарифам (РСТ) за отказ в выдаче заключения на инвестиционную программу по развитию коммунальной инфраструктуры Улан-Удэ