Самоубийство... Сложно назвать по-другому то, что происходит сейчас с населением России в общем и с жителями Бурятии в частности. Уже давно перейден тот рубеж, за которым процесс деградации общества становится практически необратимым. И если в сфере межнациональных отношений у нас, слава Богу, все относительно спокойно, то по криминальным показателям нашу республику давно уже пора причислить к горячим точкам. Судите сами, среднее количество преступлений, ежегодно совершаемых в Бурятии, более чем в полтора раза выше, чем в среднем по России. Причем большинство противоправных действий совершается в состоянии алкогольного опьянения.
Суицид по-российски: бурятские особенности
Вдруг вспыхнувшая неприязнь к собутыльнику, не вовремя попавшийся на глаза прохожий, и итог весьма печален – около 85% убийств и почти 90% тяжких телесных повреждений умышленного характера совершено под воздействием алкоголя. Жуткая статистика в сфере половых преступлений – почти 100% изнасилований в республике совершено потерявшими человеческий облик алкоголиками. Зачастую пьяный убийца даже не может вспомнить, что конкретно явилось причиной, вернее, поводом для столь тяжкого преступления – память, что называется, «пропита» до последней капли. Причина здесь одна – алкоголь, точнее неумеренное его употребление нашими согражданами. На сегодняшний день Бурятия – один из регионов РФ, уровень потребления чистого спирта в которых катастрофический и составляет более 20 литров на душу населения в год, включая младенцев. Всего же на учете в Республиканском наркологическом диспансере состоит 10409 человек.
Неудивительно, что количество больных, попавших в больницы республики, чьи диагнозы так или иначе связаны с употреблением алкогольных напитков или других спиртосодержащих жидкостей, не уменьшается. Надо признать, что количество отравлений суррогатами уменьшилось, но с последствиями чрезмерных возлияний врачам приходится сталкиваться все чаще и чаще. И если пару лет назад счет шел на сотни жертв, то в последнее время «преодолен» уже тысячный рубеж. А сколько инсультов, инфарктов и других заболеваний, в том числе приведших к летальному исходу, у еще вполне молодых и дееспособных людей, накануне просто крепко «принявших на грудь» - точных цифр не назовет никто. Об истинных причинах недомоганий такого рода пациенты предпочитают умалчивать.
Все чаще на улицах города можно встретить молодых людей и подростков с банкой пива или коктейля в руках, с ярко выраженной «..печатью вырожденья на лице..», и от этого становится особенно страшно. На сегодняшний день по республике на наркологическом учете состоит 754 несовершеннолетних, то есть речь идет о тех, кто систематически, на протяжении длительного времени, употребляет алкоголь. А что уж говорить о «неучтенных» школьниках и студентах, к 18-20 годам уже страдающих пивным алкоголизмом, которые просто не представляют себе досуг без тары с горячительным напитком…
Еще один в прямом смысле слова «убийственный» фактор – нетрезвые водители. И даже ужесточение мер, применяемых к ним, пока не поменяло ситуацию кардинально. Как сообщили в Республиканском наркологическом диспансере, только направленных сотрудниками ГИБДД за 1 полугодие 2009 года на освидетельствование пьяных водителей зарегистрировано 1302 человека. Из них 280 человек признаны находящимися в алкогольном опьянении, 73 – в наркотическом. Прочие из них, официально не пьяные, как правило, «пьяны» в пределах нормы, установленной ГИБДД в прошлом году. Но никому не известно, как повлияет разрешенная порция алкоголя на конкретного водителя. И далеко не факт, что все подвыпившие водители попадают в поле зрения ГИБДД, а значит, никто из нас не застрахован от печальной встречи с лихачом, в крови которого бушует алкоголь.
Статистика в данном случае лишь подчеркивает глубину проблемы, потому что очевидно, что официально зарегистрированные цифры – это лишь верхушка айсберга. Что скрывается под ней – можно только представить. И ужаснуться. По словам улан-удэнских врачей-наркологов, официальные цифры можно смело умножать на 8 или даже 10, и только тогда получится хоть немного приближенная к реальности картина.
Удастся ли «вытащить из петли» самих себя?
Еще в августе этого года на совещании в Сочи президент России Дмитрий Медведев в очередной раз выразил свою озабоченность алкоголизацией нации, а к середине сентября премьеру Владимиру Путину был предъявлен перечень поручений Правительству РФ о мерах по снижению потребления алкоголя в России. В частности, предлагается внести изменения в ряд федеральных законов, касающихся государственного регулирования производства, оборота и рекламы алкогольной продукции, причем по некоторым позициям уже в срок до 15 декабря этого года. Вполне возможно, что в недалеком будущем Россия вернется к государственной монополии в этой области. И это ожидание уже вызывает неоднозначные реакции у лиц заинтересованных – слишком у большого количества «рыночных функционеров», в том числе и по совместительству власть предержащих, благосостояние зиждется во многом именно на алкоголе.
Уже до 1 ноября этого года должны быть предложены меры по ужесточению административной ответственности за нарушения, связанные с ограничениями розничной продажи алкогольной продукции по возрасту, и даже установление уголовной ответственности за неоднократное совершение подобных деяний. Рассматривается и вопрос об обязательном применении всеми участниками рынка минимальной потребительской цены (в том числе оптовой цены) на водочную продукцию, а также снижение показателя крепости до 7% от объема готовой продукции для определения статуса слабоалкогольного напитка. Вполне возможно, что максимальный объем алкоголя, который можно будет купить в розницу, составит всего 0,33 л, а на упаковке будет размещена предупредительная надпись о вреде алкоголя для здоровья, занимающая не менее 20% от её площади.
Кроме того, в планах резкое ограничение мест продажи алкогольных напитков в зависимости от близости к социально значимым объектам, а также в нестационарных точках и ряд других, не менее кардинальных мер, призванных решить проблему алкоголизации.
На инициативу президента РФ многие смотрят с некоторым скептицизмом: конечно, она нужна, но как это будет работать?
Депутат Народного Хурала Евгения Лудупова проводит параллели с «горбачевской» антиалкогольной кампанией середины 80-х:
- Тогда, при полном «сухом законе» первоначальный эффект по снижению потребления алкоголя был значительным, но затем мы получили дикий рост алкоголизации населения, причем в большой степени связанный с потреблением суррогатов, и эта ситуации не должна повториться. Времена изменились, и подход к решению проблемы должен быть другим. Конечно, введение государственной монополии на производство и реализацию водки, с одной стороны оправдано: возможно, мы получим более качественный продукт по соответствующей цене. Но есть и другая сторона медали: бутлегеры не спят, и без проведения комплексных мероприятий вполне возможен «расцвет» самопальной водки. Так что в этом вопросе мелочей быть не может.
По мнению депутата Игоря Бобкова, роль государства в решении этой проблемы огромна, но каких-либо серьезных подвижек он не ожидает:
- То, что будет введена государственная монополия и на этот сегмент рынка, вполне закономерно. Но серьезной уверенности в том, что это приведет к реальным результатам, у меня нет. Кроме введения монополии следует сделать много чего, и нужно не только решать, но и приводить в исполнение, в том числе и на местах.
«Общество анонимных алкоголиков»: здравствуйте, меня зовут Бурятия…
Республика, как и вся страна, больна. И самолечение или вовсе попустительство лечением опасно, а результаты непредсказуемы. Радует то, что попытки лечения хотя бы предпринимаются.
Еще в 2007 году указом президента Бурятии Леонида Потапова было введено ограничение продажи алкогольных напитков в ночное время в магазинах и питейных заведениях, расположенных во встроенных и пристроенных к жилым домам помещениях. Вокруг этого решения в свое время было сломано немало копий, но, тем не менее, указ «прижился», более того, сейчас он воспринимается как должное. Разовые ограничения продаж алкогольных напитков во время городских и республиканских праздников и народных гуляний, несомненно, приносят свои результаты: по данным МВД РБ, уровень преступлений, совершенных в алкогольном опьянении в такие дни, как правило, снижается на порядок. Естественно, проводятся различные плановые мероприятия правоохранительных органов, но в рамках соблюдения уже действующих законодательных и нормативных актов. Однако в масштабах проблемы это капля в море.
На минувший сессии Народного Хурала должен был быть рассмотрен законопроект, по сути аналогичный «потаповскому» указу, но в итоге по не совсем понятным причинам он был отозван инициатором - группой депутатов Народного Хурала. Напомним, что группа депутатов предложила внести изменения в законодательство, запрещающие продажу алкогольных напитков с содержанием спирта от 15% и выше в магазинах, находящихся в жилых домах, в период с 23-00 до 07-00. Это предложение вызвало немало дебатов. Так, Правовое управление усмотрело в законопроекте нарушение права на свободную конкуренцию, что в данном случае действительно имеет место быть, а ряд депутатов выразили опасения, что принятие подобного закона откроет возможность для различных лоббистских «телодвижений», так как принятие решения о праве реализации крепкого алкоголя ночью будет находиться в компетенции муниципальных образований. Гораздо проще и действеннее, по мнению депутатов Игоря Бобкова, Бато Семенова и ряда других, запретить торговать водкой ночью всем, вне зависимости от места нахождения магазина.
Неоднократно поднимаемый вопрос о введении «дней трезвости» - дней, когда полностью была бы запрещена продажа крепких алкогольных напитков – так и не был переведен в более конкретное русло: бурятские парламентарии на прошлых сессиях Народного Хурала не дали ход этой инициативе.
По мнению Игоря Бобкова, одного из самых ярых поборников трезвости в Бурятии, проблему можно решить только кардинально:
- Нужно законодательно решать проблемы, в первую очередь, с доступностью алкоголя. Сейчас я очень скрупулезно изучаю республиканское и федеральное законодательство, чтобы в ближайшее время выйти с антиалкогольной законодательной инициативой. Из предоставленных федеральными законами возможностей надо максимально выжать все, чтобы решить эту проблему на местном уровне. Есть возможность ограничить реализацию крепкоалкогольных напитков не только по времени. Необходимо усилить контроль за соблюдением выполнения требований к компаниям, торгующим крепким алкоголем в розницу, по размеру уставного капитала не менее 1 млн. рублей. Таким образом, тоже можно снизить уровень доступности алкоголя. Вот поле деятельности для правоохранительных органов и комитета по торговле. И главное, нужны конкретные меры по антиалкоголизации на всех уровнях власти.
Ректор БГСХА, депутат Народного Хурала Александр Попов считает, что решить проблему могут только превентивная работа с молодежью:
- Что бы мы ни делали, какие законы ни принимали, все попытки борьбы с алкоголизацией будут бесплодными до тех пор, пока не решим вопрос с занятостью молодежи. Начиная со школьной скамьи необходимо предоставлять для молодого поколения возможности самореализации, организовывать досуг. Пропагандистские мероприятия, культурно-массовые, спортивные – все актуально в данной тяжелой ситуации. Проблема должна решаться комплексно.
В октябре Министерство здравоохранения РБ вынесет на Совет Народного Хурала для коллегиального рассмотрения и последующего принятия мер доктрину об оздоровлении ситуации по алкоголизации населения Бурятии. Возможно, только после этого буду предприняты конкретные шаги в этом направлении. В целом же создается ощущение, что хоть какое-то централизованное движение в республике в этом направлении начинается лишь после того, как проблема официально была признана на федеральном уровне, и ответственность за ее решение возложена на Путина. По всей видимости, ситуация и здесь развивается чисто по-российски: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Ну а пока остается наблюдать за печальным процессом «самоубийства», печалится "Вечерний Улан-Удэ-Неделя".
Общество
3314
Медленная смерть Бурятии
Самоубийство... Сложно назвать по-другому то, что происходит сейчас с населением России в общем и с жителями Бурятии в частности