Министерство экономики Бурятии предложило перейти на новую систему расчета транспортного налога – в зависимости не от мощности двигателя, как сейчас, а от года выпуска транспортного средства
Таким образом правительство надеется увеличить доходную часть республиканского бюджета. Все транспортные средства при таком подходе планируется разбить на три группы – датой выпуска до пяти лет, от 5 до 10 лет и старше 10 лет. Больше всего, в случае принятия законопроекта, платить придется владельцам новеньких машин. Законопроект был рассмотрен 20 октября на заседании комитета Народного Хурала Бурятии по бюджету, налогам и финансам.
Налоговый кодекс, отмечают специалисты Минэкономики РБ, предусматривает право субъектов РФ устанавливать налоговые ставки в зависимости от: мощности двигателя, валовой вместимости транспортного средства, категории транспортного средства - в размерах, не превышающих пятикратный уровень базовых ставок, определенных статьей 361 Налогового Кодекса. Действующие сейчас на территории республики ставки транспортного налога были установлены с 1 января 2005 года, между тем, отмечают специалисты министерства, за последние три года количество автомобилей в республики увеличилось на 24% (на 32,4 тыс. единиц). Соответственно, ухудшается качество дорожного покрытия, увеличивается количество выбросов в атмосферу. «Рост заработной платы и денежных доходов населения на душу населения с 2005 года составил 1,9 раз, а индексации ставок налога не производилось», - отмечают разработчики.
Законопроект предусматривает дифференциацию ставок в зависимости от даты выпуска транспортного средства по трем группам – «в возрасте» до пяти лет, от 5 до 10 лет, и выше 10 лет по таким категориям транспорта, как: легковые автомобили, мотоциклы и мотороллеры, автобусы, грузовые автомобили. Как отметила министр экономики Бурятии Татьяна Думнова, при разработке законопроекта изучался опыт других регионов, в частности, Москвы и Московской области. Однако если в столице и Подмосковье, озаботившись экологией, ставки транспортного налога сделали тем выше, чем старее автомобиль, то в Бурятии поступили наоборот и предложили уменьшать ставку в зависимости от возраста машины. Это, отмечают они, мера социальной поддержки населения – ведь владельцами старых авто, в основном, являются граждане со средним и ниже среднего уровнями доходов – те, кто авто купил в кредит, пенсионеры и другие категории населения. Кстати, автомобилей со сроком службы свыше 10 лет в республике подавляющее большинство - 74,8 тыс. единиц (порядка 60% от всего автопарка).
Проектом закона подразумевается поэтапное увеличение ставок налога за три года – с 2010 по 2012 годы, с ежегодной индексацией на 25%. Так, в случае принятия законопроекта, с 2010 года для владельцев транспортных средств
- с датой выпуска до пяти лет транспортный налог будет увеличен на 25%,
- от 5 до 10 лет – на 14-15%,
- выше 10 лет – на 4%.
Доходы от такого нововведения, рассчитывают разработчики, в 2010 году вырастут на 8,5 млн рублей только по юридическим лицам. Что касается физических лиц, то, по республиканскому закону, транспортный налог ими оплачивается на год позднее – то есть транспортный налог за 2010 год гражданам нужно будет заплатить в 2011 году.
Как отметили депутаты в ходе обсуждения, среди проблем, которые могут возникнуть при реализации законопроекта – отсутствие актуальной базы плательщиков (с учетом новых требований) и отсутствие нормального взаимодействия между ГИБДД и налоговой службой. Депутаты высказали предположение, что это вызовет сложности и с начислением налогов и их уплатой. Депутат Игорь Бобков предложил вообще не принимать закон и отметил, что «работать с налогами во время кризиса нужно очень аккуратно». А по словам начальника отдела налогообложения физических лиц бурятского отделения ФНС Светланы Садуевой, для работы по новой системе налоговой службе придется пересмотреть всю имеющуюся базу, для чего потребуется новое программное оборудование. Кроме того, придется менять формы отчетности и налогоплательщикам, в частности, юридическим лицам.
Однако, отмечают разработчики, стране все равно придется переходить на электронный документооборот, а регионам нужно повышать доходы собственных бюджетов, особенно в условиях кризиса. Кроме того, отметила Татьяна Думнова, законопроектом предусматривается введение постепенного увеличения ставок - чтобы обеспечить равномерное распределение налоговой нагрузки.
В итоге было решено рекомендовать на ближайшей сессии законопроект к принятию в первом чтении, а затем уже провести необходимые корректировки. Кроме того, депутаты рекомендовали разработчикам провести публичное слушание документа. Очередная сессия бурятского парламента состоится 5 ноября, сообщает "Восток-Телеинформ".
Справка: По данным на 1 октября 2009 года в республике по физическим лицам начислено к уплате транспортного налога на 138 млн. рублей, уплачено 102 млн рублей, собираемость составила 78%. Долги текущего года и прошлых лет – 74 млн. рублей, из этой суммы более 60 млн – долги 2005-2008 годов, и должники либо относятся к числу неплатежеспособного населения, либо выехали за пределы республики. Больше всего оплачивать транспортный налог не любят жители Улан-Удэ – именно по столице Бурятии значится наиболее крупные суммы недоимок.
Общество
2678
Правительство Бурятии предложило рассчитывать транспортный налог в зависимости от года выпуска автомобиля
Министерство экономики Бурятии предложило перейти на новую систему расчета транспортного налога