Общество
1750

Хара-хутульские дети учатся за 20 километров от дома

В этом году в первый учебный день 21 школа в Бурятии не открыла свои двери

В этом году в первый учебный день 21 школа в Бурятии не открыла свои двери

В этом списке находится и Хара-Хутульская малокомплектная школа Заиграевского района. Прошло полтора месяца после закрытия школы, и родители, которые изначально были категорически против закрытия школы, теперь стали находить свои плюсы. Тем не менее хара-хутульцы надеются, что эта мера временная, по­этому стараются сохранить старое здание школы в надежде на лучшие времена.

 

Наша Таня громко плачет

Каждый понедельник из села Хара-Хутул отправляется школьный автобус «КАЗ», который везет десяток школьников в соседнее село Ташелан. Самая маленькая из них семилетняя Танечка Дианова проглатывает слезы. Она еще не привыкла жить неделю вдалеке от родных и с нетерпением ждет пятницы, когда тот же автобус повезет их домой.

— Первое время дети держались обособленно от сверстников, даже как-то замкнуто. Сейчас они адаптировались, такое впечатление, словно всю жизнь здесь жили, — рассказала Антонина Лизунова, директор Ташеланской средней школы. — Мне кажется, что и родители стали с удовольствием детей отправлять. Здесь питание хорошее, у многих дома нет возможности хорошо накормить ребятишек, особенно в неблагополучных семьях.

В Ташеланской школе обучается 140 детей. Есть интернат для приезжих, рассчитанный на 120 мест.

Родительская плата составляет 200 рублей в месяц. Для взрослых — это оптимальная стоимость, поскольку в деревне нет работы, люди перебиваются на лесозаготовительных заработках.

В начальной школе все дети учились в одном классе. Учительница одна управлялась с десятью школьниками. К тому же она в одном лице и директор школы, и зав­хоз. Сейчас она без работы, захотела немного отдохнуть, хотя в Ташеланской школе есть вакансии воспитателя интерната и учителя начальных классов.

— Дети не были приучены к самостоятельности, подготовка слабее, чем у наших детей, да и кругозор поменьше. Это и понятно почему, — отметила Антонина Лизунова.

Десятилетний Миша Шигин учится в четвертом классе. В школу он пришел на две недели позже, чем другие ребята. Объясняет просто: не было денег для сбора в школу.

— Здесь интереснее учиться — детей много. Но дома лучше — отзанимался и сразу домой можно прибежать, — рассуждает Миша.

 

Без школы нет жизни

Тридцать лет назад в большом селе Хара-Хутул училось 280 детей. Тогда существовали параллельные классы. В период перестройки закрылся леспромхоз — источник доходов хара-хутульцев, и жители стали разъезжаться.

Сейчас в селе много пустующих домов, часть жилья сгорела от пожаров. В основном теперь здесь живут пожилые люди, молодежи осталось мало.

— В маленьком селе жизни без школы нет. Родители сопротивлялись закрытию школы, но их мнение вряд ли бы по­влияло на решение. У нас, если коротко сказать, полнейшая разруха. Интернат он и есть интернат, — говорит Надежда Садыева, учительница-пенсионер, работавшая в школе в советское время.

Родители стали привыкать, что своих детишек они видят раз в неделю.

— Нам объяснили, что расходы большие на содержание школы. Поэтому особой трагедии в этом нет. Надо должное отдать, внук лучше стал учиться и по характеру стал спокойным, до этого нервничал постоянно, — рассказал Михаил Шигин, дед Миши.

Мама семилетней Тани Диановой тоже воспитывалась в интернате, поэтому она спокойна и за дочку не тревожится. На будущий год Тане будет веселее, в школу пойдет ее маленькая сестричка Вика.

— Сейчас надо сохранить школьное здание. Два сторожа его охраняют, говорят, что из Еравны дорогу железную протянут. Может, тогда работа появится, народ назад вернется, и школа возродится. Если не будет этого, село умрет, — считает Надежда Садыева.

Всего в республике закрыта 21 школа, которую посещали 1079 учащихся из 11 сельских районов и города Северобайкальска.

 

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях