Происшествия
2470

Судят скотокрадов

За пять месяцев в трех районах республики они украли 43 головы домашнего скота

За пять месяцев в трех районах республики они украли 43 головы домашнего скота

Потерпевшие за один раз лишались по несколько коров, и почти все они были стельные. Общая сумма ущерба составила около полутора миллионов рублей. Всего удалось обнаружить доказательств по десяти случаям кражи скота в Иволгинском, Заиграевском и Тарбагатайском районах

В итоге на скамье подсудимых Иволгинского районного суда оказались четверо молодых людей. Обвинение им предъявлено по ч. 4 ст. 158 «Кража, совершенная группой лиц». Один из них, Станислав Цыбанов, находится под арестом. Следствие считает, что он организатор преступной группы и именно ему принадлежит идея зарабатывать, воруя скотину у сельчан. Во время обыска у него обнаружили карабин, из которого убивали животных. За незаконное хранение ему также грозит уголовное наказание.

В ходе следствия найден полный арсенал скотокрадов: топоры, веревки, бинокли для наблюдения, рация для переговоров. Обвинение подсудимые признают частично. Некоторые из них смело утверждают, что уголовное дело «сфабриковано».

Потерпевшие считают, что перед судом предстали не все участники банды скотокрадов и на совести любителей чужого мяса еще больше фактов краж, которые следствию не удалось выявить.

 

Пытались уйти от погони

Следствие считает, что пойти на кражу Станислава Цыбанова, Бориса Дармаева, Егора Антипова и Игоря Карлова заставило трудное материальное положение. Именно Цыбанов в октябре 2008 года предложил промышлять кражей скота. Готовились они основательно. Предварительно выбирали себе цель, изучали местность, а также присматривали коров поупитаннее, мясо которых можно было сдать по более высокой цене. После чего недалеко от деревни или пастбища в лесу они из жердей колотили специальные загоны, чтобы после краж перегонять туда небольшие стада коров. А там уже беспрепятственно производили забой. Еще не родившихся телят у стельных коров бросали в куче останков. Еще одной особенностью «разделки мяса» было то, что забивали они коров, отделяя голову вместе со шкурой.

Задержали скотокрадов в середине апреля 2009 года во время последней кражи. В тот день супруги из села Кокорино потеряли свою корову и пошли искать. Недалеко от деревни в местности Хайласан они увидели свежепостроенное ограждение, в котором четверо неизвестных парней забивали корову. Муж с женой срочно позвонили в милицию. Скотокрады, поняв, что их заметили, скрылись с места преступления на машине «Тойота Виста». Задержать скотокрадов инспекторам ДПС Иволгинского района удалось на 23-м километре трассы Улан-Удэ — Кяхта. В машине находились четверо человек. В багажнике — весь инструментарий для забоя, постройки загонов, а также бинокли и рации.

Во время следствия теперь уже подсудимые показали места, где совершали массовые забои. О некоторых фактах стало известно только в ходе следствия, потому что некоторые потерпевшие не стали обращаться в милицию.

 

Разом стали нищие

У 71-летней Эржимы Мужановой пропало восемь коров. С 1985 года ее семья занимается фермерским хозяйством, которое располагается в местности Дачи Иволгинского района. За эти годы пробовали разводить свиней, садить огороды. Но решили от всего отказаться и вкладываться только в своих коров. Стадо было небольшое — из 12 голов. Этого количества было достаточно, чтобы иметь небольшой, но стабильный доход. Часть молока, мяса, творога продавали, а часть кормила дружную семью Мужановых. В этом году стадо должно было увеличиться, несколько из пропавших коров были стельные.

— За эти годы мы, можно сказать, вывели новую породу: высоких, длинных коров, мясистых, а главная особенность — цвет такой мышино-серый, такие красивые были, — расстроенно рассказывает пожилая женщина.

31 октября 2008 года Эржима Аюшиевна рано утром уехала в город. Присматривать за домом остался помощник. Как обычно, они выгнали коров на пригорок неподалеку. Скотина привычно пощипывала осеннюю траву, не отдаляясь от дома. Вернувшейся вечером женщине помощник сообщил, что еще в обед стадо куда-то пропало. Поиски ничего не дали. Поздно вечером домой вернулись только четыре маленьких теленка.

Остальные коровы исчезли. Сразу на следующий день вызвали милицию, было возбуждено уголовное дело. Однако все оказалось тщетно.

— В феврале сосед по ферме поехал поохотиться, приезжает и говорит, что в лесу обнаружил загон с коровьими останками, — рассказывает фермерша.

Мужанова вызвала милицию, и поехали на место.

— Конечно, я сразу своих узнала, у каждой коровы есть свое лицо, свои рога, как же их перепутаешь, — говорит женщина.

С подсудимыми в первый раз она встретилась в милиции сразу не следующий день после их задержания.

— Одному из них говорю: как же ты мог, у тебя же тоже, наверное, мама живет в деревне, также держит хозяйство, — возмущенно говорит Эржима Мужанова.

На суде потерпевшая заявила гражданский иск, оценив своих коров вместе с возмещением причиненного вреда и упущенной выгоды в 632 тысячи рублей.

Семье Мужановых пришлось влезть в долги, взять кредит, чтобы вдохнуть в обездоленную ферму жизнь.

— Вот подкупили несколько штук, но им еще расти, а от былого холеного стада ничего не осталось. Вот только одна безрогая корова такого же мышино-серого цвета, — удрученно жалуется женщина.

 

«Телята были живые»

Раиса Курмазова лишилась всех своих трех коров: двух стельных и одного быка. Это хозяйство кормило семью жительницы села Колобки Иволгинского района. Обе коровы должны были принести приплод. А быка женщина намеревалась сдать на мясо. На эти деньги оплатить учебу и поступление сына в железнодорожный колледж и приобрести одежду на зиму. 26 ноября 2008 года она как обычно напоила коров и выгнала их на пастбище. Живыми больше своих рогатых кормилиц она не увидела. В этот же день в деревне пропало еще шесть коров у односельчан.

— У старенького односельчанина Хлебодарова разом не стало пяти коров! — рассказывает Раиса Михайловна.

Как и во всех случаях, поиски ничего не дали. Вместе с сыном и племянником они безуспешно объездили близлежащие местности. Хозяйка надеялась, что они просто заблудились и вернутся домой.

— Они же приученные, дома их всегда ждет прикорм и свежая вода, — с горечью вспоминает Курмазова.

 А спустя полторы недели племянник поехал за дровами в лес и обнаружил загон.

— Конечно, я сразу узнала и своих, и соседских коров. Когда привезли меня туда, мне стало плохо, телята лежали среди внутренностей уже сформировавшиеся почти и были живые. Даже было видно, что у них шерсть белая с красным, — расстроенно вспоминает Раиса Курмазова.

По словам женщины, у всех коров в головах были маленькие дырочки от пулевого выстрела.

— А сейчас на суде огласили, что у Цыбанова был изъят как раз карабин, — говорит потерпевшая.

Свой ущерб женщина оценила в 140 тысяч рублей. Однако, по мнению Раисы Курмазовой, подсудимые нанесли гораздо больший ущерб, который оценить только в деньгах невозможно.

 

«Дело сфабриковано»

Станислав Цыбанов признает вину лишь по фактам, когда задержали с поличным, и по незаконному хранению оружия. Антипов тоже согласился с обвинениями по одному эпизоду скотокрадства. Адвокат Антипова Александр Андреев это подтвердил. Карлов и Дармаев считают себя виновными тоже по одному факту. Подсудимый Дармаев уверен, что уголовное дело было сфабриковано, а он попал в разряд обвиняемых в уголовном преступлении, потому что его просто увидели в «плохой компании, никто же не разбирается, а значит, он такой же, как они».

— Ну, конечно, все незаконно. Все было предвзято и, можно сказать, сфабриковано, — утверждает он.

 

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях