Худосочные девицы расхаживали в рыбьих кожах, а толстые мужики — в козьих дохах. Звериный стиль, прет-а-порте, тюбетеечки и пилоточки — «смешались в кучу кони, люди...»
27—29 октября в Улан-Удэ прошли международный фестиваль моды монголоязычных народов «Торгон, Сайн Зам», фестиваль искусства горлового пения «Дыхание земли» и чайная церемония, посвященная Великому чайному пути
Министерство культуры республики совместило три в одном, умудрившись собрать вместе модельеров и горловиков из Монголии, Внутренней Монголии КНР, республик Тыва, Хакасия, Алтай, Хабаровского, Забайкальского краев, Иркутской области и Бурятии.
Модельеры показывали традиционные и современные костюмы, а между дефиле играли и пели горловики. В результате получилось весьма насыщенное зрелище с преобладанием моды — чай и горловое пение выглядели лишь «гарниром» к «основному блюду».
Прекрасный Шэнэхэн
В традиционных костюмах выделились два основных блока — бурятские костюмы, Хакасия и Алтай и дальневосточные — нанайско-угэдэйского пошива.
В бурятских костюмах соперничали в основном улан-удэнцы, агинцы и шэнэхэнцы. Улан-Удэ как столица бурятского мира, а Ага и Шэнэхэн — последние бастионы бурятскости. С Шэнэхэном в этом плане соперничать трудно, хотя агинцы скопировали их вальяжную манеру дефилировать: сначала улыбающиеся малыши, затем ребята постарше, а потом здоровенные, преисполненные важности дяди. По подиуму нарочито вразвалку, степенно и величаво проходит первый человек-гора, за ним второй, третий. Это мужики в бараньих тулупах и накинутых на них лохматых козьих дохах. Рафинированная публика обычно обалдевает: «Такое у нас не носят! Баторы ли из улигеров сошли с небес?».
А люди в тулупах с громадным чувством собственного достоинства вытаскивают из-за кушака ножи в ножнах, и те небрежно болтаются на серебряной цепочке. Девушки между тем грациозно отворачивают полы дэгэлов, демонстрируя белизну выделанной овчины. Это была коллекция «Сэбэрхэн Шэнэхэн» («Прекрасный Шэнэхэн») Санжидмы Балдоржи из Внутренней Монголии.
Взгрустнув по уходящей натуре, публика устремила взоры на экзотику. Это были нанайцы — народ с берегов Амура, шьющий красивые одежды из натуральной рыбьей кожи, — коллекция Валентины Бельды. Яркие краски, вышитые узоры, все ручная работа, а самое главное, природный материал! В качестве моделей ходили обычные худосочные девушки, как вдруг в их тощие ряды вклинилась неохватная бабенция с красными, как яблоко, щеками. К ней бы здоровенных шэнэхэнских мужиков! Они бы сумели оттенить ее мощную женскую стать!
Юрточный модерн
Современная одежда и стилизации были более разнообразны, практичны, красивы, а в некоторых случаях смешны и нелепы. Отличились, кстати, Усть-Орда и наши районы — Кяхта, Тунка, Хоринск, Курумкан и Оса. Анжелика Алсаткина из Усть-Орды представила коллекцию «Мифы западных бурят» в зверином стиле — шкуры, кожи, рога, устрашающие позы воинов и воительниц, рокот бубнов и тревожное пение горловика. А осинцы показали характерные западные тюбетеечки и пилоточки а-ля Хамид Карзай. Улзыма Ванзатова из Хоринска блеснула ясностью и лаконичностью войлочной коллекции.
Поразила войлоком и Лариса Аюрова из театра «Байкал», особенно юбочками в форме юрт — такого еще не приходилось видеть. Тункинские девушки порадовали своей непосредственностью. В отличие от чинных, наглухо забронированных агинцев, они были предельно раздеты, а движения с копьями можно было спутать с движениями вокруг стрип-шеста.
Потом вышли еще какие-то длинноногие девицы. Они были с длинными до пола рукавами, долго ходили туда-сюда и махали руками. Как в русской сказке, левой махнут — ни тебе яблони с плодами, правой взмахнут — опять ни прудика тебе, ни лебедей. Не порно, но задорно!
Монголия — культурная метрополия
Высоким искусством повеяло, когда пошли коллекции монгольского модельера Ойюун Сэсэг. После «Великой империи», стилизации костюмов эпохи Чингисхана зал бешено аплодировал. Более функциональны были «Модерн Монголия» и «Черный герб». Прет-а-порте сменила коллекцию от кутюр. Юные девицы возбужденно перешептывались. В такой одежде можно пойти и на светский раут, и на дискотеку, и на прогулку с собакой. Именно таким видит современного жителя города дом моделей «Shilmel zagvar» из Улан-Батора. На днях в столице Монголии открылся бутик Louis Vuitton. Софья Ни, владелица агентства моделей, в сердцах сказала: «В Улан-Баторе дома моды соперничают друг с другом, есть поддержка спонсоров и правительства, а мы тут сами кое-как в подвалах ковыряемся!».
Работы улан-удэнского модельера Баярмы Митуповой / Фото Д. Алтаева.
Досуг
4613
Монголо-нанайское дефиле
Худосочные девицы расхаживали в рыбьих кожах, а толстые мужики — в козьих дохах