Вопрос о поддержке Обращения к высшему руководству страны о необходимости принятия жестких мер по борьбе с расизмом, неонацизмом и этнической дискриминацией фактически расколол республиканский парламент
Предметом полемики в, казалось бы, предельно ясном, принципиальном и неоднократно обсуждаемом вопросе стал… перечень адресатов данного обращения.
Вячеслав Мархаев: решить проблему можно только комплексно
Вячеслав Мархаев, руководитель фракции КПРФ в Народном хурале, предложил направить обращение именно к высшему руководству страны, будучи серьезно обеспокоенным нарастающими проявлениями ксенофобии и межнациональной розни:
- Так называемые скинхеды собираются толпами по всей стране совершенно безнаказанно. Что еще должно произойти, чтобы общественность перестала молчать? В какой стране мы и наши дети собираемся жить?
Депутат в своем выступлении озвучил страшную статистику преступлений, так или иначе связанных с проявлениями этнической дискриминации. Так, по словам Вячеслава Мархаева, в 2007 году погибло 48 и пострадало 230 человек, в 2008 году – 100 и 308 человек соответственно. За 9 месяцев года текущего в результате нападений скинхедов убито 59 и ранено не менее 230 человек. И даже за один месяц – сентябрь – совершено 11 нападений, в результате одного из них и погиб наш земляк Баир Самбуев.
Коммунист выразил недоумение по поводу отсутствия многих депутатов Хурала на митинге против нацизма, состоявшегося 1 ноября на пл. Революции:
- Я не знаю, насколько серьезными являются причины, которые не позволили вам быть на площади. Знаю, что многие воспринимают все это как пиар. Но кем бы я лично ни был, я все равно бы пришел на этот митинг, как отец, да и как сын участника войны, благодаря которой наша страна очистилась от черной и коричневой чумы. Все, что происходит сейчас в стране, очень серьезно, и говорить об этих проблемах нужно со всеми, начиная с президента РФ.
"Информ Полис":Нацизм не пройдет!
С поправками комитетов Хурала по государственному устройству и по национальным вопросам о необходимости направления обращения только лишь в Государственную Думу и в Совет Федераций, инициатор вопроса не согласился:
- Народный Хурал является не только законодательным, но и представительным органом. Он призван не только отражать общественное мнение, но и защищать права жителей республики. Сегодня нам важно не проглядеть новую угрозу, которая зреет внутри страны, поэтому обращаться надо к гаранту по Конституции – то есть к президенту России.
Мнение «против»: важно соблюсти субординацию?
Так чем же мотивируют свои предложения сторонники усеченного варианта обращения? Как ни странно, «благими» намерениями:
- Уже достаточно много говорили и писали об обращении сенатора Виталия Малкина к высшему руководству страны. На митинге было принято аналогичное обращение общественности города и республики. Исполнительная власть свое веское слово уже сказала, так что мы должны обратиться во власть законодательную, - объяснил позицию вышеназванных комитетов депутат Владимир Булдаев. – Какой смысл повторяться?
По мнению председателя Народного Хурала Матвея Гершевича, вопрос еще более глубок:
- Мы собираемся обратиться к президенту страны, а значит, сделать политическое заявление. Считаю, что не нужно идти на поводу у эмоций, а стоит опираться на факты. Как мы можем говорить об убийствах на национальной почве, если следствие не завершено и у нас нет никакой информации? Если будет установлено, что Баира Самбуева убили скинхеды, то по окончании расследования ничто не мешает нам вернуться к этому вопросу. Но проблема есть, и мы решили направить обращение в два адреса, туда, где есть реальная возможность принять законы об усилении борьбы с проявлениями нацизма. Этот вопрос обсуждался и в президиуме партии «Единая Россия», но я, как юрист, как прокурор с 37-летним стажем, утверждаю, что для того, чтобы о чем-то говорить президенту страны, надо иметь неопровержимые доказательства, а их пока нет.
Более того, Матвей Гершевич фактически усомнился в правдивости слов Вячеслава Мархаева, утверждая, что ни по одному факту убийств бурятов не установлено, что это дело рук скинхедов, несмотря на приведенные коммунистом статистические данные.
Лидер фракции «Единой России» республиканского парламента Иван Калашников аппелировал ко мнению большинства:
- Мы провели множество встреч и обсуждений. Каждый депутат по-своему переживает эти страшные события, и не думаю, что есть здесь кто-то безучастный. Все комитеты поддержали обращение, но и задавали совершенно уместные вопросы. Ведь мы коллективный орган, и каждый отвечает за то, в чем мы подписываемся. Не хотелось бы, чтобы в ходе обсуждения проявлялось какое-то давление. У нас сформировалось два мнения, и большинство считает уместным направить обращение в два адреса.
Мнение «за»: нужно обращаться к гаранту
По мнению достаточно большой части бурятских парламентариев, обращение к президенту страны – это не просто вынужденная в данной ситуации мера, а жесткая необходимость: ведь именно глава государства, согласно Конституции, является гарантом прав и свобод каждого гражданина России, в том числе и права на жизнь. Этой позиции придерживаются представители всех фракций Народного Хурала, в том числе и, несмотря на отчетливо заметную «генеральную линию» партии по этому вопросу, и ряд единороссов.
- Президент – гражданин России? Так давайте обратимся к нему именно как к гражданину, ведь мы имеем на это право, - заявил Бато Семенов. – Что в этом плохого? Все, что касается граждан страны, в первую очередь касается его, и реакцию мы должны получить именно от него. Никто не будет спрашивать с нас, почему мы обратились напрямую к президенту РФ, и спорить об адресате просто нет смысла, тем более подыскивать для этого какие-то основания.
Еще более жестко и пессимистично выразил свое мнение Арнольд Тулохонов:
- Такое ощущение, что мысли Матвея Матвеевича и Владимира Романовича – некое отражение той ситуации, а главное, оценки этих событий, которые бытуют в ряде структур Москвы. Самое печальное, что все это не будет иметь никакого значения, и что все обращения бессмысленны – боюсь, что как убивали людей не с тем разрезом глаз, так и будут убивать. Наша задача другая – показать, что мы не молчим, это крик души, и надо обращаться во все структуры, куда только возможно. Я просил депутатов подписать обращение в парламенты национальных республик, уроженцы которых тоже в группе риска, но… пришло указание «сверху» не делать этого, и я воздержался. Но теперь я говорю об этом, и если на меня будут давить, то я просто уйду из этой партии.
Многие сторонники «расширенного» обращения вообще не понимают, в чем суть полемики:
- И во время обсуждения во фракции постоянно звучала мысль, что раз Медведев уже знает, то зачем повторяться. Что за принцип: раз уже писали куда-то, то напишем в Госдуму, а остальные и так в курсе. Действительно, в Москве все прекрасно понимают, о чем идет речь, стоит только об этом упомянуть, но при этом никакой реакции нет – знают, но молчат. На самом деле получается, что мы словно боимся об этом говорить, боимся ли? – отметил Матвей Баданов.
Член фракции ЛДПР Юрий Мельчаков был абсолютно согласен со своим коллегой:
- Мы, депутаты Народного Хурала, обязаны защищать интересы жителей республики, где бы они не находились, и если мы будем говорить о таких вещах полушепотом, нас никто не услышит.
У коммунистов большой вопрос вызвала сама позиция профильного комитета, более того, Сергей Будажапов предложил в случае непринятия обращения все-таки адресовать его не только коллегам в национальные республики, но Генеральному прокурору РФ, «..куда угодно, лишь бы это преступление не замолчали и не квалифицировали как обычное убийство…».
В защиту позиции Мархаева и фактически с критикой в адрес «единороссов» выступила «Справедливая Россия»:
- Само обсуждение такого рода ужасно. В этой ситуации надо обращаться куда угодно. Мы - орган, избранный народом, и можем и должны обращаться хоть куда, чтобы нас услышало как можно большее количество людей. До сих пор все убийства на национальной почве «прокатывались», и закрывать на это глаза больше нельзя. А Мархаев - не меньший юрист, чем Гершевич, и не стоит пренебрегать его мнением, - заявил лидер фракции Иринчей Матханов.
Цель достигнута, но какой ценой?
Сам инициатор обращения Вячеслав Мархаев оказался немало озадачен сложившейся ситуацией:
- Меня поставили в сложное положение. Обращение прошло все комитеты, все его одобрили, но через некоторое время, видимо, в результате определенных «нравоучений» все перевернулось наоборот. Почему мы даже по этому вопросу не можем консолидироваться безо всяких политических пристрастий?
Сергей Будажапов связывает все происходящее с тем, что депутаты–«единороссы», действуют по указаниям своего партийного руководства:
- Складывается впечатление, что каждый раз, прежде чем что-то сказать, подписать, вы ждете инструкций «сверху». Не в первый раз вполне разумные инициативы сталкиваются с каким-то непонятным противостоянием «партийного» характера. Вот и сейчас: кого мы боимся, что не желаем направить обращение президенту и премьеру?
Вице-спикер Цыденжап Батуев в целом разделяет точку зрения большинства парламентариев, но с некоторой оглядкой:
- Мы живем в больном обществе, и российская история знает много примеров, когда «верхам» было необходимо отвлекать людей от проблем, находя «виновников» всех бед. Были и погромы по национальному признаку, это все знают. Но страшно, что может прийти время, и найдутся те, кто начнет каждого рассматривать через лупу, как заканчивается фамилия, на –инский или –ян… Мое личное мнение: обращение должно быть принято, другой вопрос, что мы связаны понятием партийной дисциплины. И сейчас мы должны поручить двум депутатам Госдумы и руководителям четырех фракций обратиться к своим партиям и заслушать руководителей МВД, ФСБ, кого угодно о ходе расследования. Уж эти-то органы в силах найти истинных убийц и истинные причины. А если этого не делают – значит кому-то это нужно. Вполне понимаю, что после таких слов ко мне могут начаться вопросы… Но это мое мнение.
В итоге обсуждения разгоряченные депутаты ошибочно проголосовали «против» обращения, но, в конце концов, с небольшим перевесом верх одержала позиция коммунистов («против» поправок комитетов проголосовали 26 депутатов, «за» - 20, и 8 депутатов не голосовали вовсе).
На просьбу ИА «БМК» прокомментировать итоги обсуждения депутат Бато Семенов сообщил, что позиция «Единой России» «…изначально была вполне понятна и незыблема – нужно обращаться к президенту как к гаранту прав и свобод, тем более, что именно «единороссы» поддерживали его на выборах». Позицию же Матвея Гершевича депутат комментировать отказался.
Вячеслав Мархаев в целом удовлетворен итогами голосования:
- Казалось бы, произошла трагедия, и мы должны были бы консолидироваться, но видите, сколько эмоций вызвало наше предложение. Это беспокоит. Но то, что обращение принято в первоначальном виде, говорит о том, что есть депутаты, которые имеют свое мнение, вне зависимости от партийной принадлежности и указаний «сверху». Очень надеюсь, что это обращение приведет к положительным результатам.
Того же мнения придерживается и Иринчей Матханов:
- Все это схоластика, на мой взгляд, «единороссам» просто спустили указание нивелировать обращение. Хотя если убили близкого, можно обращаться к кому угодно, хоть к Господу Богу. Тем более если убили на национальной почве, решать к кому обращаться хоть семье, хоть Хуралу – вообще нонсенс. Все могло бы пройти совершенно спокойно, и парламент должен был принять единое решение. Но неумение работать во фракции привело к такому противостоянию. Люди проголосовали из человеческих побуждений за резолюцию фракции КПРФ. Когда убивают человека, именно президент должен тоже осознавать свою ответственность.
ИА БМК
Фото Марка Агнора
Политика
6231
Депутаты Народного Хурала после дебатов приняли обращение к президенту России
Вопрос о поддержке Обращения к высшему руководству страны о необходимости принятия жестких мер по борьбе с расизмом, неонацизмом и этнической дискриминацией фактически расколол республиканский парламент