Выбор пьесы «Плоды просвещения» худрук театра имени Бестужева Олег Юмов объяснил тем, что хотел бы уже в своей первой постановке задействовать всю труппу. С этим он справился. И даже перевыполнил план.
Роль камердинера, которая в трактовке Юмова является стержнем всей постановки, исполнил заместитель министра культуры Бурятии Сергей Добрынин. Так сказать, тряхнул стариной. Хороший пиар, конечно, но вряд ли чиновник сможет играть эту роль и после премьерных показов.
Вторая причина выбора пьесы, по словам Юмова, - актуальность «хулиганской» работы Льва Толстого, написанной в 80-е годы XIX века. И, по-моему, режиссер смог доказать это зрителю.
На фото Марка Агнора: Сергей Добрынин в роли камердинера
ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ ЗА МКАДОМ?
Отметим, что сейчас спектакль по пьесе Толстого идет, например, на сцене театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова в Санкт-Петербурге. Долгие годы «Плоды просвещения» в постановке культового Петра Фоменко показывали на сцене московского театра имени Маяковского.
По сюжету, в московский дом барина Звездинцева из Курской губернии, где у него 24 тысячи десятин земли, приходят мужики, которые хотят купить землицу. Барин отказывает. Тогда горничная Звездинцева Таня, собирающаяся выйти замуж за сына одного из мужиков, идет на хитрость. Учитывая, что барин и его разношерстные гости увлекаются спиритизмом, она, пойдя на хитрость, заставляет помещика во время спиритического сеанса подписать бумагу мужиков.
В советское время пьесу признавали обличительной, утверждали, что Толстой указал в ней на скорую смену общественного строя. Критики конца XIX века, напротив, писали, что это обычный смешной водевиль.
Юмов назвал новую постановку комедией нравов. Ему удалось совместить оба подхода и таким образом утвердить свой тезис об актуальности работы Толстого. Да, это комедия, заставляющая зрителя смеяться. Но развязные спиритические сеансы толстовских богачей, которые мы видим на сцене, напоминают тусовки наших олигархов в том же Куршавеле. А увлечения праздной молодежи конца позапрошлого века – велосипеды и борзые собаки – уж больно похожи с поправкой на время на интересы современных «золотых» мальчиков и девочек. Обделенные землей курские мужики, которым даже «курицу выпустить некуда», смотрят на жизнь и развлечения в доме Звездинцева так же, как и сейчас вся страна на экстравагантные поступки наших богачей. С 1861 года, когда отменили крепостное право, до начала работы Толстого над пьесой, и с 1991 года до нашего времени прошло примерно два десятилетия…
ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ
Юмов, как и Фоменко, из четырех толстовских действий сделал два. На сцене, кроме дверей, ничего не напоминает об указаниях, который сам автор давал режиссерам. Оригинальные декорации и яркие костюмы артистов выполнены под руководством московского художника Марии Вольской. Огромное красное яблоко (по Юмову, плод просвещения, который, наверное, можно сравнить с яблоком греха) доминирует на переднем плане, а современные световые эффекты позволяют создать шикарную картину спиритического сеанса.
Донести глубокие идеи режиссера до массового зрителя помогает то, что артисты не стесняются неприличных поз и жестов, а зрители в какие-то моменты становятся участниками постановки. Например, артельщик, который принес заказ, у Толстого просто томится в гостиной несколько часов и ждет, когда же на него обратят внимание. У Юмова зрители, отвлекаясь от основного действия, хохочут, так как артельщик всем своим видом показывает, что хочет в туалет. Впрочем, сексуальные движения и работа с залом отнюдь не новые приемы для улан-удэнских театров.
Из находок. Юмов показал, что спектакли, поставленные по старым пьесам, могут отражать реалии сегодняшнего дня, о которых все забудут через несколько месяцев. Так, смех в зале вызвала раздача масок мужикам, которых барыня по сюжету считает разносчиками дифтерита. Уйдет в небытие свиной грипп, и эту сцену придется убрать.
Отметим, что сама пьеса Льва Толстого в большей своей части чрезвычайно динамична. Часто персонажи появляются на сцене и исчезают за кулисами буквально после двух-трех реплик. Поэтому спектакль держит в напряжении в течение двух с половиной часов.
В общем, постановка получилась добротной. С точки зрения режиссуры это хороший современный спектакль. Про игру же некоторых артистов, правда, лучше промолчать, чтобы в следующий раз не закидали автора со сцены красными яблоками.
Олег Юмов удивил улан-удэнского зрителя, но не поразил, как ожидали многие. Впрочем, в ближайшие выходные в театре имени Николая Бестужева дадут второй премьерный спектакль молодого режиссера. Это будут «Стулья» Эжена Ионеско. Обещают театр парадокса, в котором зрители и артисты будут находиться на одной сцене. Посмотрим.
"Информ Полис":