Странный по форме, глубокий по содержанию спектакль представили в Русском драмтеатре
Недавняя премьера спектакля «Плоды просвещения» Льва Толстого поставила театр в фокус повышенного общественного внимания
Одни рецензиаты написали об оглушительном провале, якобы спасли премьеру только VIP-персоны. Другие — о грандиозном успехе, якобы это явление и принципиально новый уровень постановки. На интернет-форумах разгорелись жаркие дискуссии. Такого внимания к творчеству театра не было давно.
В центре скандала оказалась фигура Олега Юмова, художественного руководителя театра. «Плоды просвещения» стали его первой режиссерской работой в театре — и сразу такой неоднозначный резонанс. Появились слухи о том, что на премьере при выходе на сцену президента Вячеслава Наговицына его, Олега Юмова, художественного руководителя, вытолкали со сцены! Все это вызвало невиданный интерес к театру, и на этой волне ушли влет все билеты на вторую премьеру — спектакль «Стулья» Эжена Ионеско.
Ажиотаж подогревался и именем автора пьесы — одного из столпов театра абсурда. Считается, что это авангардное в середине прошлого века направление недоступно пониманию широких масс. Однако черт оказался не так страшен, как его малюют. Интерпретация абсурда выразилась прежде всего в сценографии, все действо происходит в бассейне с настоящей водой, а актеры играют одетые в высокие резиновые сапоги.
Но если оставить в стороне внешние формы, то по содержанию это самая обычная человеческая история. Герои, старик и старуха в исполнении артистов Нины Тумановой и Сергея Рыжова, живут в этом странном доме на воде, разговаривают, вспоминают, думают, ругаются и мирятся. Когда-то старик со старухой были молодыми, пытались взобраться по карьерной лестнице, накопить богатство, родить и воспитать детей. Но вот бесконечный марафон завершен. И что остается в сухом, вернее, мокром остатке, плещущемся в ногах? Старик маршал, но «маршал лестничных маршей», то есть обыкновенный привратник, единственный сын то ли был, а то ли нет, свою мать он не сумел даже проводить в последний путь.
Единственное, они любят друг друга, но пришел их черед. Напоследок они хотят высказаться, зачем приходили в этот мир, и приглашают воображаемых гостей и рассаживают их на стульях, заполнивших все пространство сцены. Последнее слово они доверяют Оратору (артист Сергей Левицкий) — единственному реальному герою в их фантастическом действе. Однако Оратора не слышат приглашенные, а его слова, написанные на доске, оказываются абракадаброй. Собственно, это и есть абсурд, трагизм человеческого существования — уйти в расцвете лет, уйти непонятым, непонявшим, забытым и т.д. Старик со старухой уходят поодиночке куда-то вверх, но только не к Богу, потому что, отринув его, современный человек расстается с надеждой и остается один перед лицом смерти.
Абсурдности ситуации добавил случай, не предусмотренный постановщиками. В бассейне плавал игрушечный домик, в котором горела настоящая лампада. В самый разгар игры из трубы домика повалил дым! Огонь внутри разгорался, и рабочему сцены пришлось заливать лампаду водой. Жизнь абсурдна по определению? И был ли успех? Были моменты, когда на актеров страшно было смотреть, к горлу подкатывал комок и ты говорил про себя: «А я ведь тоже не...». Это было полтора часа правды жизни, и это стоит посмотреть.
См. также "Информ Полис online": Первая премьера Юмова
Досуг
2269
Абсурд на сцене и в жизни
Странный по форме, глубокий по содержанию спектакль представили в Русском драмтеатре <br>
<br>
Фоторепортаж Марка Агнора