В самом центре столицы Бурятии на одной из оживлённых улиц уже полгода живут прямо под открытым небом женщина вместе с дочерью. Они стали жертвами несчастного случая – у них сгорел дом.
Администрацией была выдана комната для жилья. Но что представляет из себя это жильё, если женщины всё же предпочитают жить на улице?
«Привыкла здесь жить»
Татьяна Веселицкая живёт в центре города на крыльце заброшенного дома по улице Каландаришвили, 24 уже полгода. Кстати, этот дом - памятник культурного наследия, в нем когда-то жил глава Верхнеудинска Иван Титов. Прошлой зимой у женщины сгорел дом по соседству, и она оказалась на улице. Причина пожара – замыкание электропроводки.
- Я обращалась в администрацию с просьбой выдать мне жильё. Потом обратилась в суд, и нам выделили комнату на Левом берегу, - рассказывает женщина. – Но в этой комнате жить невозможно. В моём сгоревшем доме условия лучше. Там водоколонка далеко, а у меня рука сломана, я на инвалидности. Мне там не выжить будет одной.
В сгоревшем доме 61-летняя женщина жила с 1987 года. Здесь прописаны её дети и внуки. В этом же доме умер муж и когда-то жили пять братьев, которых тоже нет в живых.
- Сын меня забрать к себе не может, потому что сам в общежитии живёт. А дочка в деревню ездит, а когда в город приезжает, то со мной на улице ночует. Ей тоже идти некуда, она в этом же доме прописана была, - рассказывает Татьяна. – А здесь я привыкла жить, поэтому даже сейчас отсюда не ухожу никуда. Тут мне соседи помогают – кто-то одежду принесёт, кто-то еду.
По словам женщины, навещают её и сотрудники полиции – придут, посмотрят и уйдут. Были и люди из администрации, но, по уверениям Татьяны, ничего не сделали, лишь развели руками и ушли.
«Лучше буду ночевать на улице»
В отделе администрации по жилищным вопросам пояснили, что после пожара на улице Каландаришвили семье Веселицких оказана соответствующая помощь, были собраны необходимые документы, но в назначенное время пострадавшие не явились в суд, по результатам которого им могли предоставить жильё.
Татьяна Веселицкая объяснила, что в тот день имела проблемы со здоровьем и явиться в суд не смогла. Однако администрацией была выдана комната.
- Дети посмотрели комнату и сделали вывод, что уж лучше на улице ночевать, чем там. В ней грязь, вонь и мусор, - рассказывает женщина. – У сгоревшего дома, конечно, крыша есть. Но там гарью сильно пахнет и мусор кругом.
В Министерстве социальной защиты говорят, что в случае подтверждения прописки в сгоревшем доме пострадавшие имеют право на получение материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека. Также собирается гуманитарная помощь в виде одежды и других жизненно необходимых вещей.
«Сюрпризов не ждём, но надеемся на лучшее»
Татьяна Веселицкая признаётся, что «бомжевать» надоело. Из-за проблем с рукой она не может работать. Её дочь Светлана ищет работу, но пока безуспешно. Женщины надеются, что в скором времени всё-таки получат нормальное жильё или хотя бы удастся найти работу, чтобы снимать квартиру.
- Сгоревший дом подлежал сносу ещё с 2006 года, - рассказывает Светлана. – Отопление отключили, и мы с обогревателями жили. А зимой случилось замыкание и пожар. На месте сидеть мы не собираемся, будем обращаться в суд.
Казалось бы, нет ничего радостного в жизни, если твой дом – это улица. Но у Светланы есть цель – забрать своих двух дочерей, которые сейчас временно живут в детском приюте. Она надеется, что уже в скором будущем будет жить с детьми в своем собственном настоящем доме. А пока каких-либо сдвигов в этой ситуации нет. Погорельцы продолжают ночевать на улице, не зная, что подарит им завтрашний день.
- Сюрпризов от жизни не ждём, но надеемся на лучшее, - говорит Татьяна Веселицкая.
Не хочет стеснять родных?
В положении «бомжей поневоле» оказалась не только семья Веселицких. В подъезде одного из многоквартирных домов на Элеваторе живет пожилой мужчина.
- Ночью дедушка спит прямо на полу, а рано утром уходит. Опрятный, видно, что ухаживает за собой, явно не алкоголик. Попрошайничеством мужчина не занимается. Раньше он жил в квартире в нашем подъезде, но потом его сын продал ее, и дедушка оказался на улице, - рассказала «Информ Полису» жительница этого дома.
Мы попросили прокомментировать эту ситуацию уполномоченную по правам человека в Бурятии Юлию Жамбалову. Как оказалось, пенсионер ночует в подъезде лишь иногда, а всё остальное время проводит у сына и невестки, о которых хорошо отзывается. От какой-либо помощи отказывается.
- Мужчина рассказал, что в подъезде просто проводит время, потому что не хочет стеснять родственников, - говорит Юлия Жамбалова. – В интернат он не желает идти. У дедушки проблемы с ногой, он хочет оформиться на инвалидность, но у него нет документов. Мы следим за этой ситуацией и будем помогать мужчине восстанавливать документы. Он, в свою очередь, пообещал, что больше ночевать в подъезде не будет.