фестиваль
8860
12

«Там даже близко нет такого свинства, как на «Нашествии»: Что пишут и говорят федеральные СМИ о «Голосе кочевников»

Музыкальный фестиваль в бурятской степи покорил журналистов ведущих российских изданий

Фото: пресс-служба правительства Бурятии / Святослав Базеко

Минула уже неделя, как в Бурятии отзвучал «Голос кочевников». В этом году фестиваль мировой этномузыки, полюбившийся многим жителям республики, отметил десятилетний юбилей. «Голос кочевников» всё больше крепнет как культурный бренд Бурятии, ради которого к нам съезжаются зрители и творческие коллективы из разных городов России и других стран.

Главный open-air этого лета проходил с 20-го по 21-ое июля в 50-ти километрах от Улан-Удэ – в заиграевском селе Ацагат, на территории туркомплекса «Степной кочевник». В первый день там собралось около тысячи человек, на следующий было в разы больше – ведь именно тогда на большой сцене состоялось выступление известного музыканта, лидера и вокалиста рок-групп «Наутилус Помпилиус» и «Ю-Питер» Вячеслава Бутусова.

Более 6 тысяч зрителей, трёхмиллионная выручка от продажи билетов и 366 журналистов со всех уголков страны – масштабы мероприятия действительно впечатляют. Ну а ведущие российские СМИ просто пестрят репортажами о юбилейном «Голосе кочевников». Так, к примеру, «Известия» окрестили его «победой фолка над роком». Как отмечает издание, это, в первую очередь, «музыкальный фестиваль, стремящийся в меру сил и крайне скромного бюджета показать интересных представителей мировой музыки с креном на Восток».

- Тем не менее, это событие, пожалуй, как никакое другое, передаёт общий дух современной Бурятии – гостеприимной, доброжелательной и разноцветной, невзирая на пасмурный пейзаж. Национальные костюмы, лучники, барабанщики, повара, дающие импровизированные мастер-классы на поле, публика, легко вовлекающаяся в любые фестивальные «активности», добрые лошади и жеребята, кочующие по территории... Все они смотрятся здесь абсолютно искренне и гармонично, – пишут «Известия».

Среди всех коллективов автор статьи особо выделил акустическое трио «Хама Угы» из Улан-Удэ, назвав участников группы «настоящими героями малой сцены».

- Любители регги найдут в их песнях отголоски как Боба Марли, так и отечественных столпов в лице «Выхода» и «Комитета Охраны Тепла». Удивительно, но «сибирский регги» нисколько не уступает, а то и превосходит лучшие образцы из куда более тёплых регионов, – подчёркивает издание.

А вот выступление Вячеслава Бутусова федералы почему-то сравнили с «сеансом в караоке».

- На предконцертной пресс-конференции было заявлено, что с Бутусовым прилетели 15 человек и это породило слухи о том, что публику ждёт нечто необычное «этническое». Но чуда не произошло. Они отыграли стандартную программу из хитов «Нау», больше напоминавшую сеанс в караоке – на интеллигентно «прибранном» слабом звуке и при красивом экране. Впрочем, благодарная публика, подпевающая в унисон хитам, известным с детства, кажется, этого не заметила. Тем более что завершающие фестиваль костромские «Ocean Jet» и бурятские «Shaman & Shartner» отлично показали, ради чего делается «Голос кочевников» и за какой музыкой будущее, – отмечают «Известия».

«Место силы»

Интернет-газета «Lenta.ru» посвятила «Голосу кочевников» большую статью, в которой рассказывается не только о фестивале и его истории, но и о самой республике – причём во всех подробностях: сколько займёт перелёт из Москвы в Улан-Удэ, чем бурятское побережье Байкала отличается от иркутского, центре Буддийской традиционной Сангхи России – Иволгинском дацане. А ещё – об Ацагатской долине, куда два года назад переместилось масштабное мероприятие.

- Село Ацагат небольшое – прописано около 800 душ, в наличии чуть более 500. Проживают там почти исключительно хори-буряты. Родной язык – бурятский, но и на русском говорят все без исключения и без заметного акцента. Занимаются разведением скота, от которого получают мясо, молоко, творог и так далее. Некоторые держат лесопилки. Многие работают вахтовым методом: с работой в Бурятии трудно. Живут в обычных частных домах. Юрты давно уже не в ходу не только в самом селе, но и на окрестных пастбищах, где их заменили деревянные бытовки, – пишет «Lenta.ru». – В селе много молодёжи, которая, несмотря на сложности с работой, уезжать из родных мест не спешит. Много детей. Они учатся в национальной школе, но так же, как и другие учащиеся, сдают ЕГЭ. Учиться буряты любят, и уровень образования в республике весьма высокий.

От многих других бурятских сёл Ацагат отличается тем, что здесь особенно трепетно и строго чтят буддистские традиции и национальные обычаи, в данном случае – хори-бурятского рода гушад (одного из одиннадцати родов), и хорошо помнят историю родного села, говорится в публикации.

Издание делает достаточно любопытный экскурс в историю Ацагата.

- Рассказывают, что буряты жили в этих местах ещё до Чингисхана, но примерно в XVI веке были вытеснены китайцами и ушли на север, расселившись по северному берегу Байкала и острову Ольхон. В начале следующего века у Ногто – главы рода – случился вещий сон, а потом – и знамение: родился верблюжонок необычной окраски. Всё это было истолковано как указание вернуться на исконные земли. Зимой род гушад перешел замёрзший Байкал и тронулся дальше в поисках подходящего места для оседлой жизни, – отмечает Lenta.ru». – Следующее знамение случилось на горе Тамхита (по-бурятски «табак»), у подножия которой и проходит теперь фестиваль «Голос кочевников». У лошади Ногто порвалась подпруга, а сам он выронил кисет с табаком. С одной стороны горы в лучах восходящего солнца простирались луга, с другой протекала река. Увиденное Ногто посчитал хорошим знаком, род обосновался в долине, а Тамхита стала священной. Позже по соседству обнаружились на камнях отпечаток детской ноги и след коровы, что означало: место это исключительно благоприятно для рождения детей и разведения скота

Место, где появился Ацагатский дацан, как выяснилось, указал сам Далай-лама XIV, приезжавший в Бурятию в 1992 году. Его восковую фигуру в натуральную величину, восседающую на троне, можно увидеть в центре храма. Там же находится тысяча фигурок Будды, которые жители схоронили и уберегли в годы советских репрессий.

- В музее села хранятся страницы тибетского атласа и книги-мантры XVII-XVIII веков в тканевых переплётах, а также подлинные вещи, принадлежавшие Агвану Доржиеву и Чойзону Иролтуеву. Вот такое это место силы – Ацагат, – пишет издание.

Корреспондент пообщался с местными жительницами – чтобы узнать, как они относятся к гремящему рядом фестивалю.

-  Сначала относились очень отрицательно, – призналась работница местного дома культуры Аюна. – В 2009 году у нас в селе, немного ниже дацана, проводили Сагаалган – праздник бурятского Нового года. Поставили большой палаточный городок. Но был сильный ветер и ни один житель на празднование не пришёл. Посчитали, что духи нашей местности злятся. К «Голосу кочевников» вначале тоже относились с большим недоверием. Но потом духи, видимо, привыкли. Ламы говорят, что хозяин горы Тамхита любит гостей и поэтому злиться на них не должен. Ведь если бы фестиваль ему не нравился, то были бы катаклизмы – несчастные случаи, пожары, дождь, ветер.

Автор публикации отметил, что программа двухдневного фестиваля была интересной и разнообразной. На большой и малой сценах успели выступить более 30 коллективов, так что каждый пришедший мог найти для себя музыку по вкусу. И тут без конкретных примеров не обошлось.

- Чудесным горловым пением одарило собравшихся тувинское трио «Алаш». Блестяще выступил государственный ансамбль моринхуристов из Монголии. Классический олдскульный рок представила группа «Nicito». Свой вариант брит-попа предложила другая монгольская группа – «The Colors». Любопытную смесь множества стилей показали малайзийцы из «The Venopian Solitude». На малой сцене «зажгли» публику драйвом и остроумными текстами «Хама Угы» – местные ребята из Улан-Удэ, – отмечает издание.  

Главным же открытием фестиваля для самого автора стала группа «3-rd Line Butterfly» из Южной Кореи. А концерт хедлайнера «Голоса кочевников» Вячеслава Бутусова журналист раскритиковал.

- Отработав программу – в прямом понимании этого слова – Бутусов тут же уехал. Без всяких там сантиментов и выходов на бис. Минимум чувства, минимум энергетики. Вещь в себе. Странно и грустно было слышать совершенно выхолощенные, «мёртвые» песни «Наутилуса», вспоминая, чем они когда-то были для всех нас. Вряд ли мне захочется когда-нибудь услышать их ещё раз, – заявил он.

Кстати, арт-директор фестиваля и по совместительству худрук Бурятской государственной филармонии Наталья Уланова рассказала корреспонденту из Москвы, что в будущем «Голос кочевников», возможно, переместится на берег Байкала.  

- Представляю, насколько это будет сложно. Площадки для open-air, способной принять, к примеру, 30 тысяч человек, не только на Байкале, но и вообще в Бурятии, просто нет. И технические возможности у нас очень ограничены. Но мы думаем про Байкал. Мы должны постоянно развиваться, иначе нам самим будет неинтересно, – сообщила Наталья Уланова.

«Бурятия крута»

«Новая газета» прочит республике роль паназиатского культурного центра – такого, каким был Владивосток во времена фестиваля V-Rox, организованного Ильёй Лагутенко. Несмотря на то, что лидер группы «Мумий Тролль» не смог найти необходимого финансирования ни у властей, ни у бизнеса, история азиатского культурного регионализма на этом не заканчивается: теперь место силы – в Бурятии, пишет издание. Ну а сам корреспондент Яш Шенкман сравнил «Голос» с «Нашествием».

- Написал о фестивале «Голос кочевников». Он прекрасный. Там даже близко нет того свинства, которое каждый год происходит на «Нашествии». Я имею в виду не танки, а публику. И музыка замечательная. И Бурятия в целом – крутая, – написал журналист на своей страничке в Facebook.

Кстати, год назад руководитель региона Алексей Цыденов, ещё будучи и. о. главы, выступил с идеей «раскачать» бурятский «Голос кочевников» до уровня одного из крупнейших фестивалей мультиформатной рок-музыки «Нашествие», который тоже проводится под открытым небом. Он даже встречался с организаторами мероприятия и предложил им рассматривать «Голос» как «Степное нашествие».

- Возможно, продвинем по этой линии, – заявил тогда Алексей Цыденов и призвал подключиться к продвижению мероприятия республиканские СМИ.

Автор: Наташа Саган

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях