Добраться до этой тарбагатайской достопримечательности, расположенной в местности Жарчиха, очень легко. Путь на машине займет менее часа. Двигаться нужно на юг от столицы Бурятии, в сторону села Тарбагатай. Следует учитывать, что на некоторых участках дорога не самая лучшая. Но в принципе добраться можно вполне комфортно.
Утес на берегу
Примерно на 40 - 45 км от города, не доезжая до Тарбагатая, вы окажетесь у весьма колоритного каменного утеса. Ошибиться невозможно – на вершине затяжного подъема имеется небольшая площадка-«карман», где часто притормаживают автомобилисты и бросают монетки. На противоположной, восточной стороне – большой Крест Аввакума*. Тут же возле трассы установлены деревянная арка, похожая на ворота, и информационный стенд, на котором подробно написано о достопримечательности. Один из текстов рассказывает об истории староверов и протопопа Аввакума, путь которого в даурскую ссылку пролегал как раз по этим местам.
Местность не пребывает в запустении, как это часто бывает с подобными природными объектами в Бурятии. На вершину горы ведет тропа. Причем самая настоящая – с вырубленными в земле ступеньками, укрепленными досками. Раньше особо ретивые автомобилисты заезжали на гору на машинах, что привело к разрушению склона и гибели растений и кустарников, многие из которых внесены в Красную книгу. Однако благодаря экологам въезд на гору теперь закрыт. Есть только пешая тропа, поднимаясь по которой можно добраться до двух смотровых площадок. Они не огорожены, поэтому стоит быть внимательным!
Уже на первой площадке перед туристом открывается неописуемый по красоте вид на реку Селенгу. Именно там многие торопливо расчехляют фотоаппараты, чтобы запечатлеть удивительный пейзаж. Но еще лучше панорама на второй обзорной площадке, где находится огромный камень.
Из истории горы
В старину буряты назвали эту гору Хабсагай хада (другое название - Арсалан-хада или Скала Лев), и она являлась одним из мест поклонения шаманов. Затем на утес обратили внимание буддисты, также посчитавшие гору одним из священных мест Бурятии. Поэтому сосны на горе увешаны хии морин - буддийскими флажками с молитвами.
Русское название «Омулевка» появилось потому, что под этой горой останавливались на отдых косяки нерестового омуля. По легенде, рыбаки могли видеть с горы, где находится рыба, и ставили там сети и неводы. Впрочем, не исключено, что это ошибочное название горы. Во-первых, разглядеть омуль с вершины горы невозможно. Во-вторых, течение под утесом стремительное, и рыба вряд ли останавливалась там на отдых.
Стоит отметить, что несколько лет назад «Информ Полис» проводил настоящее «географическое расследование» по этой теме. Нашим консультантом стал профессор, исследователь и редактор газеты «Путь предков» Владимир Цыбикдоржиев, который более 20 лет занимался историей и краеведением.
- Скала Хабсагай не является Омулевкой, - заявил нам тогда профессор.
Как заверил нас Владимир Цыбикдоржиев, настоящая Омулевая гора (Омулин-хада) находится немного дальше. Нужно доехать до следующего перевала, откуда уже виден Тарбагатай. Там, справа от трассы, располагается высокая гора, к которой ведет разбитая проселочная дорога. Под этой вершиной, объяснил исследователь, на Селенге останавливались косяки нерестового омуля.
- В плохие годы, когда омуль не доходил до Монголии, нерестовая рыба вообще оставалась под Омулевкой. Поэтому гора издавна называлась Омулевой и на бурятском, и на русском, - заверил нас Цыбикдоржиев.
Возможно, что это действительно так. Однако в современной истории Омулевкой все-таки считается Гора Лев. Кстати, теперь об этом названии. Если смотреть со следующего перевала, то утес действительно похож на очертания лежащего льва, повернувшего морду в сторону Селенги. Склон сопки – это тело хищника, грива – каменные выступы утеса, а хвост - дорога у подножия горы.
Утес в кино и жизни
Местность, как мы уже говорили, очень красивая. Поэтому не удивительно, что в советское время на скалу обратили внимание кинематографисты. У подножия «спящего льва» проходили съемки фильма «Три солнца», сюжет которого закручивался вокруг семьи бурятских чабанов, проявивших беспримерное мужество в борьбе со стихийным бедствием.
Еще одним «туристическим якорем» Горы Льва является то, что в годы гражданской войны тут развернулось ожесточенное сражение между партизанами Тарбагатайского фронта и белогвардейцами. Как сообщают историки, этот бой, случившийся 2 января 1920 года, стал прелюдией освобождения Забайкалья от белогвардейцев и интервентов.
Таинственные чаши
Панорамный вид с вершины Омулевки, запечатленный многими фотографами, стал настоящей визитной карточкой Тарбагатайского района. Не менее величественные кадры можно сделать, если спуститься на другую сторону горы, ниже по склону, в сторону реки. Оттуда утес имеет вид искусственной кладки, на вершине которой возвышается огромный камень-«парус». Не оставят равнодушными виды каменных осыпей из булыжников размером с добрый деревенский дом, каменная гряда, похожая на пасть с остроконечными зубами. Тут же расположен старинный геодезический знак.
Если подняться на вершину Горы Льва (хотя там есть тропа, делать это надо очень осторожно!), можно обнаружить две таинственные каменные чаши. По легенде, они образовались от ударов молний. Согласно преданиям, если бросить в чашу монету, то жизнь будет насыщенной на события. Если налить воды, то спокойной.
Не исключено, что чаши имеют искусственное происхождение. К слову, точно такие же чаши имеются на другой достопримечательности Бурятии – Меркитской крепости. Там краеведы классифицируют их как «Чаши огня». В древние времена в них разжигали костры, предупреждавшие о нашествии врага. Если учитывать, что Омулевка возвышается над всей местностью Жарчиха, то можно предположить, что каменные углубления на вершине утеса тоже могли быть такими же «Чашами огня». Костер, разведенный на вершине горы, можно было увидеть за десятки километров. Однако кто выдолбил чаши на вершине Спящего льва, по сей день остается неизвестным.
Впрочем, подниматься на вершину, обходить гору вокруг или разгадывать исторические загадки совсем не обязательно. Вполне достаточно подняться на обзорную площадку и полюбоваться чудесным видом на Селенгу. Поверьте, это принесет небывалое умиротворение и спокойствие.
Крест Аввакума*
Одной из достопримечательностей Жарчихи является так называемый Крест Аввакума, установленный на восточной стороне дороги. Стоит немного рассказать о жизни этого человека, считающегося знаковой фигурой в старообрядчестве. Аввакум Петров - видный церковный и общественный деятель XVII века, священник Русской православной церкви, протопоп. Был непримиримым противником церковной реформы патриарха Никона. За это был заточен в острог, где его били кнутом, морили голодом. Был сослан в Сибирь, а затем, по возвращении из ссылки, мучительно казнен – сожжен в срубе. В старообрядчестве протопоп Аввакум почитается священномучеником.