лес
13045
4

Потеря леса грозит Бурятии катастрофой века

О том, как быстро мы убиваем свои «зелёные лёгкие», - в наглядной карте

Фото: пресс-служба РАЛХ

Говоря о том, что Бурятия с каждым годом все больше и больше лишается леса, мы редко задумываемся о реальных масштабах этого бедствия. За 16 лет мы потеряли больше двух миллионов гектаров леса. Вас не испугали эти цифры? Тогда представьте – это площадь 65 городов размером с Улан-Удэ. Это немного меньше, чем территория Армении или площадь Израиля. 

Для восстановления леса необходимы десятки лет. Но пожары (которые, очевидно, происходят не просто так), «чёрные» да и законные лесорубы не дают ему на это шансов. Такими темпами наша республика совсем скоро превратится в пустыню. 

Лес рубят – щепки летят

Почему мы теряем лес так катастрофически быстро? Причин здесь две – пожары и вырубки. Начнем с лесорубов. 

Ежедневно инспекторы ловят с поличным «чёрных» лесорубов - с начала года таких случаев зарегистрировано свыше 660. При этом их становится все больше – так, за прошлый год около 27 тысяч кубометров древесины было заготовлено незаконно, а по сравнению с аналогичным периодом прошлого года незаконных рубок в Бурятии стало больше на 16%, отмечают в Республиканском агентстве лесного хозяйства. Рост нелегальных лесозаготовок произошел и по данным МВД: 1 157 рубок выявлено в прошлом году, а только за первые полгода 2018-го уже 746. 

При этом «чёрных» лесорубов не пугают ни внушительные штрафы, ни уголовная ответственность. Рубки они осуществляют в основном ночью, а в предрассветное время вывозят спиленный лес. 

Теневой оборот древесины – одна из главных проблем в сфере лесопользования. В прошлом году «чёрные» лесорубы нанесли огромный ущерб бюджету республики – почти на 200 млн рублей. 

Естественно, такие потери больно бьют по экологии республики. И в первую очередь – по Байкалу. Исчезновение зелёных насаждений по берегам рек, впадающих в озеро, – основная причина его обмеления. 

- Нелегальный бизнес не приносит налогов в бюджет республики, и он не заинтересован в создании официальных рабочих мест. Средняя цена леса за куб пиломатериала в Читинской области по итогам прошлого года составил порядка 128 долларов, в Иркутске - 132 доллара, а у нас в два раза меньше - 63 доллара. Это воровство, откровенное воровство и ничего другого, - так в мае охарактеризовал сложившуюся ситуацию в лесах глава Бурятии Алексей Цыденов.

По оценке Всемирного фонда дикой природы, за последние годы наиболее серьезный ущерб нанесен нашим соседям – Иркутской области. Лесозаготовители – как правило, граждане Китая – нанимают на работу местных жителей. Ценной считается только нижняя часть ствола – за кубометр первосортного пиловочника лесорубы получают около 40 долларов, а в Поднебесной его продают уже по цене не ниже 500 долларов за кубометр. 

- Более 50% леса в нашей республике - это лиственница. При заготовке в основном берут сосну по долинам рек. Восстанавливается же одно дерево порядка 100 - 120 лет. Лес - это та же пшеница. Его нужно своевременно и правильно убирать, подчищать. Тогда и вреда никакого не будет. У нас же в этом плане довольно неприглядная картина – деревья повально рубят, а верхушки, не годные для продажи, оставляют в лесу. Это способствует возникновению пожаров и распространению вредителей. Массовые вырубки влияют на полноводность рек и, естественно, приводят к обмелению Байкала, - говорит инженер-лесопатолог 1-й категории Центра защиты леса Виктор Антропов. 

По мнению экологов, если вырубки лесов продолжатся, то это может обернуться полным уничтожением лесных ресурсов. 

«Лес горит - значит, это кому-то нужно»

Летние сезоны прошлых лет запомнились нам удушливым дымом, смогом, затянувшим районы республики и Байкал. Это лето выдалось дождливым, однако пожары продолжают бушевать. По данным Агентства лесного хозяйства, с начала пожароопасного сезона на конец июня зарегистрировано 305 лесных пожаров. Огонь прошёлся по территории площадью порядка 23,7 тысячи га. В прошлом году было зарегистрировано 484 лесных пожара, в которых пламенем пройдено 269 тысяч га, из них погибли 4 672 га лесных насаждений. 

Объяснения масштабным пожарам всегда были однотипными: «Лето очень сухое», «Люди жгли костры», «Люди бросают в лесах окурки». Упоминаются и осколки стекла, оставленные людьми в лесу и словно лупа выжигающие лесную подстилку. 

- Мой коллега, репортер НТВ Сергей Холошевский только что вернулся из Бурятии. Битые стекла оказались ни при чем. Тайгу жгут, чтобы продать лес за кордон, - комментировал лесные пожары 2015-го ведущий программы «Точка» на НТВ Максим Шевченко. Тогда Бурятия заняла первое место по пожарам среди горящих регионов страны. 

Эксперты утверждают, что по качествам горелая древесина ничем не отличается от обычной. Главное, вовремя спилить и переработать дерево, чтобы от горелой коры не пострадало самое ценное – деловая часть ствола. А продается такая древесина после обработки по цене «нормальной», так что заготовителям лесные пожары очень даже на руку. Так и хочется перефразировать известные строчки Маяковского - «Лес горит - значит, это кому-нибудь нужно». 

Задержания и штрафы для протестующих

С петицией о сохранении лесов Закаменского района в сети выступила жительница Бурятии Анастасия Харламова. Цель запроса – запретить вырубку леса, старт которой ожидается в районе во второй половине года, по инвестиционному проекту ООО «МТК-Дженькей». Требование подписали уже свыше 87 тысяч человек. 

По словам автора петиции, жителей района поставили перед фактом – ежегодно по проекту будет заготавливаться 236,7 тысячи кубометров древесины, преимущественно лиственницы. 

«Комплекс лесоперерабатывающей инфраструктуры ООО «МТК-Дженькей» расположен в посёлке Тальцы Октябрьского района Улан-Удэ. На территории Закаменского района производство лесной продукции, а также глубокая переработка древесины не предусмотрены. Налоговые отчисления будут поступать в консолидированный бюджет Бурятии. Планы по вырубке леса в районе противоречат программе охраны и защиты Байкала, о которой так много говорится в последнее время». 

Для населения Закаменского района, занимающегося сбором дикоросов и кедрового ореха, лес давно стал источником жизни, говорит автор. 

Напомним, что 14 мая в центре Улан-Удэ десятки жителей республики выступили против передачи закаменского леса в аренду китайской компании «МТК-Дженькей». В результате несогласованная с властями акция обернулась задержаниями, а её организаторов оштрафовали. 

В правительстве же утверждали, что компания должна была заняться заготовкой и глубокой переработкой «невостребованной» на внутреннем и внешнем рынках лиственницы. Но после скандала, начатого местными жителями, инвестор отказался от проекта. 

Тревогу бьют и с другой стороны Байкала – в Иркутской области. По словам автора другой петиции в защиту озера, лидера общественного движения «Приангарье – наш дом» Ольги Жаковой, из-за вырубок Байкал скоро превратится в болото. 

«От варварских вырубок леса мелеет и умирает великое озеро Байкал. На протяжении шести лет масштабно горит сибирская тайга. Только в одной Иркутской области за 2015 год сгорело 522 тысячи га леса, вырубили 33 млн кубометров леса и за 2016 год цифры не уменьшились. Реки в Сибири высыхают, уровень воды в озере Байкал понизился. На берегу озера вырубаются деревья и ведётся строительство. Озеро из-за этого заболачивается, и огромный источник пресной воды превращается в болото. Спасите наш лес и великое озеро Байкал». 

P.S. Мы гордимся нашей республикой и ее богатствами, рассказывая друзьям из других регионов о чистейшем Байкале, кристальном воздухе и бесконечных зеленых лесах. Но не задумываемся, что уже наши дети, вероятно, будут жить не в «таёжной, озёрной, степной», а в «пустынной и степной стороне»… 

Известный лозунг «Лес – наше богатство!» можно понимать по-разному. Но в нашей республике, думается, понятно, о каком богатстве идёт речь.

Масштабы потерь пугают

Проблему сокращения площади российских лесов наглядно демонстрирует проект Global Forest Watch, разработанный Институтом мировых ресурсов совместно с Google и ещё 40 организациями. Проект в режиме реального времени отслеживает состояние мировых лесов с помощью фотографий со спутников НАСА. 

Состояние лесов Бурятии в 2000 году

Так выглядит наша республика сегодня

Алгоритмы обработки изображений позволяют детально подсчитать объёмы потерянных и выросших лесов на каждой территории, в каждой стране, по годам. Так, в России за 2000 - 2013 годы потери леса составили 36,5 млн га, а выросло только 16,2 млн га – наша страна занимает 1-е место в мире по потере леса. 

Бурятия с 2001 по 2017 год лишилась 2 386 211 га леса – это 6,8% всего фонда. Хотя, по некоторым данным, процент потери составляет больше 12%.

Автор: Валерия Бальжиева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях