буддизм
4429
1

"Каждый год надо иметь какую-то идею, прорывную идею"

Дамба Аюшеев в интервью "Эху Москвы" рассказал об Итигэлове, своем решении стать ламой и идеях на каждый год

Фото: russianstock.ru

Глава Буддийской традиционной Сангхи России Дамба Аюшеев дал интервью приехавшему в Бурятию журналисту и главному редактору "Эха Москвы" Алексею Венедиктову.

― Хамбо лама, Ваше Святейшество, какое самое трудное решение в своей жизни вы принимали? Вот, когда вы долго думали и тяжело принимали?

― Когда в 2000-м году получил информацию, что тело Хамбо ламы Итигэлова находится под землей. Для нас, конечно, для буддистов прийти на кладбище – это считается уже по нашим канонам запрет. И тем паче там еще копаться. Когда первый раз мне наш Доржиев Бимба лама сказал, что тело Хамбо Ламы Итигэлова находится под землей, для меня это был шок. И я попросил его найти свидетелей.

Прошел год. В 2001 году он подошел заново и сказал, что, все-таки, надо поднимать тело Хамбо ламы Итигэлова.

― А оно было под землей уже сколько?

— 73 года. А когда он подошел во второй раз в 2001-м, то уже — 74. Я еще раз переспросил: «Вы нашли свидетелей?» Он говорит: «Нет, не нашел». Я говорю: «Ну хорошо. Тогда поищите очень…» И в 2002-м году, когда уже 75 лет он находился, он подошел и сказал: «Я не нашел человека, но надо поднимать». Тогда я сказал… Когда уважаемый лама 3 раза просит одну вещь, я сказал: «Хорошо. Если будет случай, мы туда поедем».

Но случай, как бы, появился, когда умерла мать нашего уважаемого Джурламы, и мы там оказались.

И когда, все-таки, мы тело [Итигэлова] подняли (а он находился по грудь в соли). Даже привезли судмедэкспертов. В тот же момент, когда я спросил у судмедэксперта, как у него голова, все остальные конечности, ну, про голову он сказал, что всё нормально, кожный покров, волосы, всё остальное, череп и тому подобное находится без повреждений, и голова у него целая.

Когда я спросил у него «А под солью тело сохранилось или нет?», он сказал: «Я не знаю». И у меня опять встала дилемма: везти его в дацан или нет? Даже после того, как мы его вытащили.

Ну и вот когда перед этим вопросом стоял, многие окружающие люди просто очень хорошо отошли, потому что: «Не мой вопрос. Вы – Хамбо лама, и вам принимать решение».

― То есть задача была, ну, говоря научным языком, эксгумация?

— Да, эксгумация. И вот когда я минут 30 настраивался, везти не везти. «Бери, — говорил, — всю эту картину. Если мы привезем и будет одна голова, что опять люди скажут?» и тому подобное. То есть там же было 50 на 50.

Но когда я увидел лицо судмедэксперта того, который поднимал, я увидел лицо потерянного человека, ошеломленного человека. В его глазах было такое какое-то даже… От волка что-то было, звериное. Он вовнутрь себя ушел. Он как будто видел меня и в тот же момент он не видел меня. 

И вот когда я увидел это лицо… Все-таки, он же всё время судмедэкспертом работает с людьми, с покойниками. И это же было для него удивительно, неожиданно. Тогда я принял решение и сказал: «Хорошо. Загружаем и везем его в Иволгинский дацан».

Уже назавтра приехали доктора и судмедэксперты,они в течение 3-х часов его освобождали от соли… Я потом поинтересовался, почему же вы так долго убирали соль? Они сказали «У нас был случай». Под Читой они нашли тело расстрелянных красноармейцев. Они, оказывается, попали на линию вечной мерзлоты, и тело как будто сохранилось. Но когда они вынесли его на солнце, это тело просто расплылось.

― Как это вам далось решение стать ламой? Это, все-таки, совсем изменить жизнь, правила жизни, порядок жизни

Мне просто повезло, что у меня на Родине в Бурятии сохранилось здание дугана – нашего молельного дома. И в нем находились канонические сутры Ганджур. Это слова Будды, которые были написаны, и там было 105 томов.

Мои земляки каким-то чудом умудрились его сохранить. Я вырос в этом селе, у меня появилось желание, все-таки, как-то… Кто-то же должен понимать этот тибетский язык.

Мне 21 год был. Я отслужил в армии, работал в школе. И вот преподавал Начальную Военную Подготовку и Физическую культуру преподавал. Я посчитал, сколько надо мной начальников. Я по натуре не люблю, когда особо надо мной кто-то командует. 

― Скажите, пожалуйста. С нынешней властью как у буддистов?

― Ну, с Владимиром Владимировичем Путиным у нас отношения хорошие, мы должны помогать и поддерживать. Что бы ни было, человек несет ответственность за такую великую страну.

― Ну, я давайте спрошу по-другому: а у вас есть к нему претензии?

— Претензий не должно быть.

— Вот, есть Бурятия, в ней там 30% условно бурятов и 70 других. Какие языки и как надобно изучать бы в школах? Что бы вы посоветовали президенту?

― В данном случае в школах преподавать родной язык, республиканский родной язык, я думаю, что надо. Но у нас получается, видите, как? Что когда говорят, что это не обязательно, то есть… Обязательную формулировку нельзя, потому что она же, все-таки… Не все же компактно буряты живут. Классы, например, русские. И поэтому должно быть, как бы сказать, это факультативного порядка. 

Но результат, к сожалению, отрицательный, потому что дети… Сейчас вот, например, даже с детского сада, с малых лет они знают русский язык, то есть они в первую очередь изучают. А чтобы наши дети знали родной язык, это уже, конечно, как бы, они даже в некоторых случаях изучают его как иностранный.

И самая главная проблема не в школе, не в детском саду. Самая главная проблема – это родители.

— Скажите, пожалуйста, правда ли, что в последнее время количество верующих в Будду из других конфессий в Российской Федерации увеличивается, люди переходят? 

― Нет, я в это… Как бы, у нас такого учета же нету.  Люди приходили, говорили, что у них есть учителя там, например, с Европы, есть учителя, которые с Индии, с Тибета приезжают. Есть, например, тайские, таиландские ученики, таиландцы, есть шриланкийцы. Потому что у нас же буддийских течений много. Ну вот, они говорят, что у нас есть учителя. Но хорошо, что мы живем здесь, не в Москве, и поэтому нас особо…

― Слушайте, трудно быть, вот, начальником, главой, Хамбо ламой такого количества людей и такого количества (извините, я скажу по-светски) профессий? Вы уже 25 лет где-то руководитель. Побольше, чем я даже. И уж точно больше, чем Владимир Владимирович.

― Ну, я думаю, что… Я когда своим ламам говорю, что… Каждый год надо иметь какую-то идею, прорывную идею. Если не будет идеи, этот год пройдет впустую. То есть надо что-то в течение… Вот, например, у нас когда наступает год (следующий год, например, по нашему лунному календарю), и, вот, первые 15 дней, когда мы отмечаем (празднуем или отмечаем) 15 сверхъестественных подвигов Будды, и мы проводим молебен. В течение 15-ти дней. И в это время, когда мы проводим этот молебен, он должен выработать идею, что, каким образом он должен прожить этот год. То есть в течение этого года что он должен сделать.

Автор: Дмитрий Коломенский

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях