Недавно созданное министерство просвещения разослало в российские регионы методические рекомендации по работе с подростками, склонными к агрессии. Они помогут педагогам определять таких учеников и строить с ними коммуникацию, сообщают «Известия». Документ, который имеется в распоряжении издания, подготовил для распространения в образовательных учреждениях подведомственный министерству центр защиты прав и интересов детей. В нём, кстати, отмечается, что учи́теля должны насторожить не только явные проявления агрессии, но и замкнутость школьника, плохая успеваемость и неблагополучные родители.
Проблемных ребятишек рекомендуется максимально вовлекать в жизнь школы и направлять их активность в полезное русло. А ещё – учить отстаивать свою точку зрения и помогать им в выборе профессии. В ведомстве пояснили: эти рекомендации позволят повысить «ресурсную базу для родителей и педагогов в обеспечении психологической безопасности детей».
По словам директора столичного центра образования № 109 Евгения Ямбурга, многие учителя уже давно проводят такую работу с трудными подростками и их семьями, а советы Минпросвета послужат дополнительным напоминанием о том, что педагог должен не только учить, но и воспитывать. Врач-психотерапевт Александр Федорович уверен: воспитательную работу не нужно перекладывать на преподавателей, так как их компетенции в этом не всегда достаточно высоки. Профессионально помогать агрессивным школьникам, по мнению специалиста, должны только психологи.
О том, что в каждом учебном заведении должен быть психолог, говорится в концепции развития психологической службы до 2025 года. Этот документ Минобрнауки страны (позже разделённое на министерство просвещения и министерство науки и высшего образования) утвердило ещё в прошлом году. Тогда в ведомстве сообщали, что в системе образования работают более 38 тысяч таких специалистов, но ими обеспечены максимум треть детсадов и около половины школ.
За проблемных подростков решили взяться после серий нападений в российских школах. Напомним, минувшей зимой всю страну потрясла трагедия в школе № 5, расположенной в военном городке Сосновый бор на окраине Улан-Удэ. Утром 19 января в один из кабинетов на третьем этаже бросили бутылку с зажигательной смесью. Начался пожар, и тут же подросток с топором в руках набросился на учительницу, а после – на ребят, которые в тот момент находились в классе. Спасаться им пришлось бегством. В кровавой бойне пострадали семь человек, включая самого девятиклассника, учинившего расправу.
Напомним, подростка, совершившего нападение на учеников, и двух его соучастников поместили в СИЗО – в камеры одиночного заключения. Недавно им в очередной раз продлили срок ареста.
Незадолго до трагедии в Сосновом бору аналогичный случай произошёл в Перми. Двое подростков устроили резню в школе № 127, ранили полтора десятка человек и потом попытались свести счёты с жизнью. Вскоре в посёлке Смольное Челябинской области один девятиклассник ударил ножом другого из-за конфликта на перемене. Увы, не стало исключением и соседнее с Бурятией Забайкалье.