В рамках единого госэкзамена с эссе по английскому языку в российских регионах не справились от 5 до 56% выпускников. В целом же по стране этот показатель составил 40%, сообщает «Коммерсантъ». При этом наихудшие результаты – в Новосибирской и Кемеровской областях. Первым же тревогу забили свердловчане, которые заявили, что их детям массово занизили оценки. Депутат Госдумы Алексей Балыбердин обнаружил, что с этой проблемой столкнулись полторы тысячи вчерашних школьников, «многие из которых обучались в специализированных классах и были призёрами олимпиад по английскому».
В итоге парламентарий попросил разобраться в ситуации министра просвещения России Ольгу Васильеву. А жители уральского региона тем временем разместили на портале Сhange.org петицию, адресованную президенту страны Владимиру Путину. Её авторы настаивают на пересмотре оценок учеников.
- Мы требуем обеспечить равный уровень сложности экзамена во всех регионах. Сейчас получается, что Москва пишет эссе про дружбу, а Урал – про цифровую грамотность, – пояснила «Ъ» создатель петиции Наталия Риис.
Не стала исключением и Бурятия: в республике ни единого балла за эссе по английскому не получили 35% тех, кто решил сдавать этот экзамен. А вот у выпускников, выбравших другие иностранные языки, таких плачевных результатов нет.
- В Пермском крае ноль баллов за эссе у 25,2% участников, в Дагестане – у 10%, в Иркутской области – у 7%, в Ростовской – у 5,5%, – перечисляет «Ъ».
В ряде регионов чиновники настаивают, что результаты тестирования по английскому даже улучшились по сравнению с прошлым годом. Например, в соседнем с Бурятией Забкрае «Ъ» сообщили, что «количество не справившихся с экзаменом уменьшилось на 2%».
Как отмечает «Коммерсантъ», единый госэкзамен по английскому состоит из двух частей – устной и письменной. За последнюю можно получить 20 баллов, за выполнение тестовой части – 80. Сюда включены и максимальные 14 баллов за эссе. Именно с этим творческим заданием почему-то не справляются школьники со всей страны – причём в основном те, кто свободно владеет языком.
Источник издания рассказал, что в практике ЕГЭ по всем предметам не принято оценивать баллом выше «ноля» невыполненное или неверно выполненное задание. Оперативный же анализ работ участников тестирования, которое проводилось в этом году, показал, что далеко не все из них понимают поставленные перед ними задачи или владеют английским языком в достаточной степени. А ещё – уходят от заданной темы.
- В части работ вместо собственного мнения и собственных рассуждений участники ЕГЭ воспроизводят выученный наизусть топик, – заявил собеседник «Ъ». – Например, рассуждения на тему «Ранний выбор профессии – ключ к успеху» заменялись топиком «Моя будущая профессия».
Сами же разработчики заданий заявили, что «ноль баллов в общей статистике не даёт реальной картины по региону или по стране». В федеральном институте педагогических измерений (ФИПИ) пояснили: некоторые выпускники даже не приступают к написанию эссе. Дескать, им достаточно тех баллов, которые они могут набрать на более простых заданиях.
Между тем, для кого-то эти 14 баллов принципиальны при поступлении в «сильные» вузы. СМИ выдвигают различные версии. Одни отмечают, что проблема кроется в непонимании темы, другие списывают всё на недостаточное употребление «кодовых» слов в сочинении. Есть и конспирологическая версия. Согласно ей, из «центра» якобы поступил сигнал о снижении баллов «регионалам», чтобы те не перегружали столичные вузы – вот эксперты и занимаются «обнулением» результатов эссе.