Накануне Алексей Цыденов дал большое интервью сайту «Клуб регионов». Он рассказал, с какими трудностями столкнулся после приезда в Бурятию, какие задачи считает первостепенными и о чём попросил его глава государства перед выборами в сентябре 2017-го года.
«Никогда не думал, что окажусь главой региона»
Отвечая на вопрос политолога и гендиректора «КБ» Сергея Старовойтова о недавнем включении в «обновлённый» путинский резерв, руководитель региона отметил, что сам узнал об этом из СМИ.
- Меня, как говорится, не спрашивали об этом ни до, ни после, ни во время. Но мне, безусловно, льстит такая оценка. Как я понял, это резерв главного командования, своего рода скамейка запасных – то есть не набор претендентов на какие-либо конкретные должности, а некая оценка потенциала. Это моё мнение, – отметил он.
Всего в новый состав резерва управленческих кадров, находящегося под патронажем президента, попали 138 человек. Предполагается, что из них в дальнейшем и будут «ковать» руководство страны. Самому молодому «резервисту» – заместителю губернатора Тульской области Вячеславу Федорищеву – всего 29 лет. Самый старший – 55-летний врио главы Воронежской области Александр Гусев. Цыденов заявил: к чему надо готовиться, он не выяснял.
- Могу сказать только одно: я никогда туда не просился, но почему-то всегда там (в резерве) оказывался. Даже не знаю, с чьей подачи, кто ходатайствовал и включал меня в списки, и не очень понимаю, как вообще идёт отбор туда. Но это, повторюсь, приятно, потому что, в первую очередь, даёт понимание, что твою работу оценили, каким-то образом отметили полученные результаты, – прокомментировал глава. – В любом случае заявлять, что мне это безразлично, было бы неправдой. Когда состоял в предыдущих резервах, у нас там были разные курсы, повышение квалификации, тренинги и они были привязаны к какому-то конкретному виду деятельности. Я работал в аппарате правительства, когда первый подобный резерв был сформирован ещё Собяниным (нынешний мэр Москвы Сергей Собянин – прим. авт.) в 2010 гооду и он назывался «высший резерв управленческих кадров».
Тогда же руководитель республики проходил первые тестирования.
- Потом год мы учились, причём с отрывом от основной работы – по неделе каждый месяц, – вспомнил он. – Это очень много, скажу я вам, и даже своего рода роскошь – иметь неделю учёбы раз в месяц. После этого снова проходили различные тестирования, но, призна́юсь, я никогда не думал, что окажусь в итоге главой региона.
«Как дальше будет, пока не загадываю»
Комментируя дальнейшие карьерные перспективы, Алексей Цыденов заявил, что сейчас он придерживается принципа «Делай, что должно, и будь, что будет».
- Я исхожу, в первую очередь, из того, что нужно сделать в республике так, чтобы были заметны позитивные изменения, а люди могли реально оценить результаты моей деятельности и сказать, что действительно стало лучше, – отметил он. – При этом нужны не отдельные успехи. Необходимо выйти на устойчивый тренд развития и создать систему, которая и при мне, и без меня могла бы стабильно работать, чтобы имеющийся у региона потенциал реализовывался. А как там дальше будет, пока не загадываю. И я вовсе не пытаюсь сейчас лукавить, поверьте. Одно могу сказать точно: пока мой внутренний настрой – не связывать всю свою жизнь с госслужбой. Хотя, когда в 2006-м году пришёл из бизнеса в Минтранс России, думал: два года поработаю – и вернусь назад в бизнес. Но вот уже 12 лет на госслужбе.
Среди задач, которые нужно решить в первую очередь, глава Бурятии назвал ликвидацию третьей смены в школах и очередей в детские сады.
- Кроме этого, на повестке экологические мероприятия – строительство очистных сооружений и мусорных полигонов и борьба с накопленными свалками, а из производственных задач – создание новых производств здесь, в республике. И это не лозунги, а конкретные предприятия, часть которых уже работает, – разъяснил Цыденов.
По его словам, рождаемость в регионе хорошая, несмотря на отток населения.
- Отток у нас есть. Молодёжь уезжает из Улан-Удэ в Новосибирск и Москву, но динамика пока плюсовая – в первую очередь, за счёт рождаемости, а не миграции, как где-то. Более остро стоит вопрос внутренней миграции, когда сельское население перебирается в город. И тут целый комплекс причин – и отсутствие достойной работы на селе, и растущие требования людей к качеству жизни, и тому подобное. Но назовите мне регион в России, где этого не происходит, – отметил глава. – Когда я приехал, меня тоже спрашивали: что вы готовы сделать, чтобы талантливая молодёжь вернулась в республику, что готовы им предложить? Ничего никому специально я не буду предлагать. Я что, должен искать, кто там умный уехал в Москву, вернись: вот тебе квартира, машина, вот тебе работа? Нет, конечно. Он же когда в Москву приехал, ему никто на перроне не предложил сразу квартиру и машину, никто не сказал: «Какой ты молодец, спасибо, что приехал». Все там начинают с нуля и пробиваются на самом деле единицы, наиболее амбициозные и целеустрёмленные.
«Популистские заявления»
Алексей Цыденов признался «Клубу регионов», что так называемая оппозиция чаще всего обвиняет его в незнании бурятского языка.
- С её стороны звучат популистские заявления: «А что такого сделал Цыденов?» Всё в таком роде в большинстве случаев, без какой-то конкретики, – добавил он. – Это всё конкурентная политическая борьба и не более того. Результаты нашей работы есть и они, на мой взгляд, достаточно хорошие. Для примера: мы на 25% снизили стоимость электроэнергии. Какой ещё регион может этим похвастаться? 1 миллиард 700 миллионов рублей – сумма, которую сэкономил бурятский бизнес за последний год только благодаря этой мере. Для населения стоимость электроэнергии снизили на 4%, но с учётом того, что планировался рост на 4%, то по факту можно говорить о снижении на 8%. Существенно вырос объём дорожного строительства, стартовала реконструкция очистных сооружений в Улан-Удэ и первую очередь мы уже сдали. Начали создавать онкокластер с центром ядерной медицины. Сейчас при поддержке президента республика получила почти 3 миллиарда рублей на то, чтобы достроить онкоцентр.
«Не подведи»
Рассказал Цыденов и о своих отношениях с политической «верхушкой» Бурятии. Напомним, ещё в прошлом году республика оказалась в числе регионов, где перед губернаторскими выборами прогнозировали усиление внутриэлитных конфликтов. В феврале эксперты заявили, что в регионе идёт борьба за влияние на нового главу, а месяц спустя некоторые специалисты констатировали: попытка Цыденова стать своим для местной элиты провалилась.
- Есть, конечно, группы влияния, – отметил руководитель республики. – Но их сложно назвать клановыми, поскольку там не родственные связи, а, скорее, временные союзы для определённых лоббистских целей. И тут всё-таки для меня главная поддержка – позиция людей. Президентский мандат – это как аванс на начало работы, а дальше опираться надо на позицию самих жителей. И сейчас я эту поддержку ощущаю. И понимаю, что это не только помощь с их стороны, но и ответственность с моей.
Отметим, недавно в республике сформировали «Команду Бурятии». Для Цыденова этот проект – персональная ответственность, причём не только за собственные действия.
- Один в поле не воин. И если хочешь чего-то добиться, нужно работать в команде. И даже если ты семи пядей во лбу, физически в одиночку ты не сможешь решить все задачи. Нужны единомышленники или люди, которые по тем или иным соображениям идут с тобой рядом, – считает глава Бурятии.
Кстати, во время своего прошлогоднего визита в республику, за месяц до выборов главы Бурятии, российский президент Владимир Путин дал Цыденову напутствие.
- Уже перед отлётом около трапа он мне сказал: «Алексей, конечно, у тебя тут всё непросто, но люди хорошие. Ты их не подведи». Это было сильно, – признался он. – И слова эти я себе постоянно повторяю: «…Люди тут хорошие, ты их не подведи».